В годы Великой Отечественной войны белорусские леса были не только единственным убежищем для мирных жителей, но и необходимым укрытием для красноармейцев и партизан. Солдаты вермахта опасались дремучих лесных массивов и, по возможности, обходили их стороной. Беловежскую пущу даже окрестили проклятым, или «мертвым», лесом, жалуясь, что не могут там эффективно вести боевые действия.
28-16
Это все было только на руку нашим войскам и народным мстителям. Именно благодаря густым белорусским лесам и удалось осуществить диверсию в тылу врага спецгруппе НКГБ БССР «Патриоты», которая внесла свой вклад в том числе и в «рельсовую войну», объявленную фашистам на нашей территории. Более подробно об этом стало известно из документов Центрального архива КГБ.
Спецгруппа НКГБ БССР «Патриоты» была сформирована в начале января 1944 года. Руководителем подразделения назначили Д.И. Мануилова. Уже 14 января спецгруппу в составе четырех человек перебросили на Шельбутовский аэродром. После неоднократных попыток в ночь на 30 января самолетом «Дуглас» она была доставлена в тыл противника и сброшена на парашютах на территорию Липичанской пущи.
Как отмечено в архивных документах, десантирование осуществлялось без костров и других опознавательных знаков. Это привело к тому, что личный состав и груз были разбросаны на расстоянии двух километров от нужной площадки приземления. Сориентировались на месте.
Члены спецгруппы должны были организовать диверсии на коммуникациях противника, провести теракты над представителями оккупационной военной и гражданской администрации, внедриться в разведывательные и контрразведывательные органы противника, а также вести разведку с целью установления дислокации немецких войск, их количества, нумерации и вооружения, штабов противника. Кроме того, стояла задача — организовать среди местного населения новые партизанские группы и отряды.
В результате за период действия в тылу противника спецгруппа «Патриоты» осуществила немало диверсий. Всего несколько человек нанесло такой урон гитлеровцам, что на восстановление потребовалось бы немало времени. Да и приводить все в порядок было почти некому. Судите сами.
28-17
10 марта 1944 года на перегоне Зельва — Слоним был пущен под откос и выведен из строя немецкий паровоз, диверсанты сожгли 6 цистерн с топливом. Движение на этом участке было остановлено на 22 часа. Подобную диверсию «Патриоты» совершили и 5 апреля того же года. На перегоне Мосты — Рожанка они уничтожили паровоз и 3 вагона с углем. Через два дня совместно со спецгруппой «Новаторы» была проведена операция по разгрому гарнизона противника в местечке Дворец, в результате которой было убито и ранено по одному немецкому солдату. 47 полицейских с оружием перешли на сторону партизан.
Большие потери «Патриоты» нанесли врагу 18 мая 1944 года. В результате минирования железной дороги в районе деревни Чернушка были уничтожены паровоз и 14 вагонов с живой силой противника. Около 600 немецких солдат и офицеров были ранены и убиты. Три дня поезда на этом участке не шли. На той же железной дороге, Гродно — Друскининкай, в районе Яскилевич в июле партизаны пустили под откос паровоз и 8 платформ с семью танками и зенитной пушкой. Тогда погибли 15 немецких солдат. 11 июля «Патриоты» пустили под откос поезд, 10 вагонов с живой силой противника и 6 платформ с автомашинами и пушками. В тот день они уничтожили 250 гитлеровцев, около 300 были ранены.
В итоге в период пребывания спецгруппы в тылу противника — а это полгода — под откос пошло 7 эшелонов, было разбито и повреждено 7 паровозов, 58 вагонов и платформ, 6 цистерн. Народные мстители также взорвали 2 шоссейных моста, одно предприятие и учреждение. Уничтожили 7 танков, 14 автомашин и мотоцикл, разгромили гарнизон противника. Было проведено 5 боевых столкновений, убито и ранено 1205 гитлеровцев. Ликвидировали пятерых предателей, в плен взяли двоих: немецкого солдата и офицера.
28-15
14 июля 1944 года спецгруппа «Патриоты» соединилась с частями Красной Армии. Их боевой путь продолжался. А вскоре на гимнастерках бойцов засияли награды.
Вероника КАНЮТА
Фото Анатолия Клещука
Два дня были насыщены уникальными выставками, полезными проектами и интерактивными площадками.
Один из лучших участковых Могилева-о пути к мечте и профессиональных буднях.