Вы здесь

Перекресток китайско-белорусских дорог


Беларусь сможет больше использовать возможности экономического пояса Шелкового пути, если будет развивать транспортно-логистическую систему. Об этом и о том, как действие глобального проекта отразится на странах Евразийского экономического союза, говорили на конференции молодых аналитиков в Минске.

28-42

28-42

 

Мероприятие было организованно в рамках проекта «Умные сети». На нем молодые люди выступили с докладами и организовали мозговой штурм. Но прежде всего юные эксперты выслушали своих маститых коллег.

Профессор Чжао Хуэйжун, заведующая отделом Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук, рассказала о возможностях стран Евразии, и в частности Беларуси, которые они могут получить от реализации проекта экономического пояса «Шелковый путь».

28-43

28-43

 

— Речь идет о формировании более свободной транспортной и логистической системы на евразийском континенте. Это позволит Беларуси в полной мере использовать преимущества своего географического положения транспортного узла, — подчеркнула профессор.

По ее словам, евразийский регион, особенно новые независимые государства, на внутренних территориях европейского континента испытывают потребность в совершенствовании транспортно-логистической системы. Это связано с тем, что после распада СССР ранее существовавшие транспортные системы его участниц не обновлялись на протяжении многих лет. Их развитие поможет создать новые рабочие места для населения, стимулировать внешнюю торговлю и гуманитарный обмен.

С другой стороны, Беларусь находится в центре Европы. На востоке республика граничит с рынком ЕАЭС, на западе — с Литвой, Польшей и другими странами ЕС, на юге — с территорией Украины, через которую можно выйти к Черному морю. И это — важный для экономического пояса путь к ЕС и Атлантическому океану, который соединит Азию и Европу.

Второе, на что Чжао Хуэйжун обратила внимание, — это помощь в преодолении влияний экономического кризиса для участников «Шелкового пути». В настоящее время мировая экономика еще не до конца оправилась. Поэтому многие страны в разной степени сталкиваются с проблемой замедления темпов роста национальных экономик. При этом Беларусь имеет большой потенциал в развитии сельского хозяйства, промышленной, научно-технической, химической, фармацевтической, туристической и других сфер. Наша страна, по мнению эксперта из Китая, сможет получить инвестиции от китайских структур, которые финансируют «Шелковый путь». А это, в свою очередь, приведет к диверсификации экономики и общему ее стимулированию. Экономический пояс будет способствовать углублению китайско-белорусских взаимоотношений. В рамках его развития можно будет говорить о развитии взаимной свободной торговли и транспортных путей.

Кроме того, считает госпожа Чжао, участие в экономическом поясе поможет развить сотрудничество между странами ЕАЭС. В его рамках каждое государство сможет укрепить взаимодействие, а также простимулировать двустороннее и многостороннее сотрудничество.

Сергей Кизима, доктор политических наук и заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, также видит только плюсы от участия Беларуси и стран ЕАЭС в китайском проекте. Но чтобы лучше это понять, нужно прежде всего понимать общую обстановку в Поднебесной:

28-41

28-41

 

— Сейчас Китай имеет слишком большой объем внезапно появившихся на его территории денег.Это часто является предметом зависти для других стран, но на самом деле такая ситуация несет в себе и негативные моменты. Например, взрывной рост стоимости рабочей силы на территории Китая. Из-за этого многие проекты переносятся на территорию Индонезии, Вьетнама и других стран, окружающих страну, где рабочая сила стала в 3-4 раза дешевле. Хотя раньше именно Китай был местом, куда инвесторы приходили в поисках дешевой рабочей силы.

Сергей Кизима считает, что в связи с этим есть определенные плюсы в вытеснении китайских производств с низкой добавленной стоимостью, которые не украшают китайскую экономику. И вдобавок создают экологические угрозы. Но минус в том, что фабрики с высокой и средней добавленной стоимостью и низкими экологическими рисками не могут быстро заменить устаревшие промышленные мощности.

Второе последствие — резкий рост цен на китайскую недвижимость. «Квартирой в 10 миллионов долларов в Пекине сейчас никого не удивишь», — поясняет Сергей Кизима. Так происходит потому, что в недвижимость вложены огромные средства, а она не раскупается. И это порождает своеобразный экономический пузырь, который от перенапряжения вложений может лопнуть.

Ко всему прочему, предприниматели в Китае очень осторожные. Многие из них в свое время неправильно рассчитали риски, выходя на зарубежные рынки, и прогорели. Сейчас они смогут снова попробовать свои силы, только уже под крылом государственной программы экономического пояса «Шелковый путь».

Беларуси, чтобы улучшить позиции своего рынка, необходимо привлечь извне иностранную валюту.
И эта возможность заложена в проект экономического пояса. Дело в том, что этот проект довольно гибкий. Китай не настаивает на реализации участниками конкретных проектов, а ждет от них самих инициатив и идей.

Помимо этого, в рамках «Шелкового пути» планируется развивать континентальные коммуникации и воздушное сообщение. Это поможет дешевле и легче осуществлять транспортировку товаров и пассажиров как из стран ЕАЭС, так и со всего мира.

И, безусловно, Беларусь может стать еще привлекательней для туристов. Здесь хорошая экология, чистый воздух, что актуально для китайцев. Пока ведутся переговоры о снятии визового режима или его упрощении.

Отвечая на вопросы молодых участников конференции, оба эксперта подтвердили, что видят больше положительного, чем отрицательного в участии Беларуси в экономическом поясе «Шелковый путь». А он охватит почти половину населения нашей планеты и станет глобальным. Что же касается стран ЕАЭС, то работа с ними была первоосновой, на которой строился проект.

Вероника Пустовит

Фото Александра Шаблюка

Выбор редакции

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.

Экономика

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

С каждым днем на наших дорогах все больше электротранспорта.

Общество

Благоустройство. В городах, на сельхозпредприятиях, кладбище, вдоль трасс и во дворах

Благоустройство. В городах, на сельхозпредприятиях, кладбище, вдоль трасс и во дворах

До конца года в стране должны ликвидировать все мини-полигоны для отходов.