Вы здесь

«Тему геополитического выбора давайте оставим другим...»


Первый вице-премьер Беларуси Василий Матюшевский с начала этого года наделен полномочиями представлять нашу страну в Совете Евразийской экономической комиссии. Выступая в феврале перед Национальным собранием, он заявлял, что Беларусь должна отстаивать свои интересы в новом интеграционном образовании. О том, насколько это удается на сегодняшний день, Василий Матюшевский рассказал в эксклюзивном интервью «СЕ».

28-37

28-37

 

— Василий Станиславович, расскажите об интересах Беларуси от участия в ЕАЭС.

— Еще на этапе Таможенного союза Беларусь получила экономические преимущества от снятия экспортных пошлин на нефть, привязки цен на газ к внутрироссийскому уровню, отсутствия ввозных таможенных пошлин, единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, проведения согласованной политики в области техрегулирования, отмены контроля на внутренних границах.

Наш мир развивается так, что региональная экономическая интеграция становится одним из главных условий устойчивости национальной экономики. Не стоит упускать из виду и то, что евразийская интеграция — это последовательный экономический проект, который прошел закономерные стадии развития: зона свободной торговли СНГ, Таможенный союз, Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС и, наконец, Евразийский экономический союз.

Договор о ЕАЭС — это шаг к формированию основанного на нормах и принципах ВТО общего рынка с населением более 170 млн человек, без изъятий и ограничений в свободном перемещении товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Сейчас стороны переходят к реализации согласованной либо единой политики в ключевых секторах экономики (в т.ч. в сфере промышленности и АПК), согласованной макроэкономической политики. Задача государств-членов — в результате интеграции добиться экономического роста и повышения благосостояния населения.

Пока не все барьеры в торговле удалось снять, часть из них отнесена на переходные периоды (до 2025 года), при этом многие развязки найдены в двустороннем формате сотрудничества.

Все экспортные пошлины на нефте-
продукты в 2015 году останутся в бюджете Беларуси. С 2016 года начнет работу общий рынок лекарств и медицинских изделий. На 10 процентов (на 8 тыс. шт.) будет увеличено количество российских разрешений для белорусских автоперевозчиков на грузоперевозки в/из третьих стран. Согласован вопрос поставки на российский рынок легковых автомобилей, производимых в Беларуси, в количестве до 10 тыс. шт. в год до 2017 года.

Успешность евразийского интеграционного проекта вызывает интерес у целого ряда стран. Унифицированы режимы свободной торговли с государствами СНГ, Сербией и Черногорией. Применяется общая система преференций для развивающихся стран. Ведутся переговоры о создании ЗСТ с членами Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегией, Швейцарией, Исландией и Лихтенштейном), Новой Зеландией, Вьетнамом. Прорабатывается целесообразность начала аналогичных переговоров с Израилем, Индией, другими странами и экономическими блоками. На днях Республика Чили подтвердила свое желание углублять экономические отношения с Евразийским экономическим союзом.

2 января 2015 к Договору о ЕАЭС присоединилась Республики Армения, 8 мая этого года ожидается завершение работы по подписанию аналогичных документов о присоединении в отношении Республики Кыргызстан.

Конечно, не все проблемные вопросы взаимодействия наших стран удалось решить на старте союза. И это естественно для столь масштабного интеграционного проекта, реализуемого в короткие в историческом масштабе сроки. Но у нас есть главное — доверие, заинтересованность в совместной работе и четкое видение направлений дальнейшего сотрудничества.

— И каково это видение?

— Речь идет о создании привлекательного для граждан и бизнеса образования. Это долгосрочный проект, устойчивый к перепадам мировой конъюнктуры, который дает его участникам реальную возможность для взаимовыгодного сотрудничества и развития.

Мы формируем общий рынок, основанный на эффективном использовании производственного, научного и технологического потенциала наших стран. Согласованная промышленная и агропромышленная политика, кооперационные связи, совместные инновационные проекты, доступ к услугам естественных монополий и рынку государственных закупок создадут дополнительные условия для модернизации и устойчивого развития экономик государств — членов союза.

Договор о ЕАЭС — это, безусловно, «окно возможностей» для дальнейшего развития нашего интеграционного проекта.

— Как развиваются отношения союза с другими международными организациями?

— Сегодня Евразийская экономическая комиссия уже активно взаимодействует с целым рядом международных организаций.

Организовано сотрудничество по линии ООН, в частности, с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД), Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Европейской экономической комиссией. Осуществляется эффективное взаимодействие с институтами и органами СНГ, Международной организацией по миграции, рядом других организаций.

Прорабатываются меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве ЕАЭС с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), другими экономическими объединениями.

Важный элемент многостороннего взаимодействия — участие в работе Всемирной торговой организации. Сегодня ее членами являются Российская Федерация, Республика Армения и Кыргызстан. Поэтому взаимодействие партнеров по ЕАЭС направлено на то, чтобы обеспечить учет общих интересов всех членов союза в процессах развития многосторонней торговой системы.

— Сможет ли ЕАЭС стать конкурентной альтернативой ЕС?

— «Четверка» не противопоставляет евразийский процесс другим интеграционным проектам. Тему «альтернатив», «геополитического выбора» и подобного давайте оставим другим. К сожалению, на украинском примере мы видим, к каким трагическим последствиям приводит навязывание ложного выбора, противопоставление векторов развития и интеграции.

Крайне важно избежать создания в «большой Европе» новых разделительных линий. Наоборот, необходимо использовать потенциал конструктивного взаимодействия на благо наших народов. В этой связи не случайно выдвинута и последовательно реализуется концепция «интеграции интеграций». Беларусь и другие государства-члены выступают за тесное, равноправное сотрудничество с Европейским союзом с целью выхода в перспективе на общее экономическое пространство от «Лиссабона до Владивостока».

— Как, на ваш взгляд, Евразийский экономический союз может расшириться в будущем? Сегодня интерес к нему проявляют Индонезия, Турция, Индия и Египет.

— Базовый принцип ЕАЭС состоит в том, что наше интеграционное объединение открыто для участия других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовы принять на себя требуемые обязательства.

— Каким образом можно устранить основные помехи для роста экономики объединившейся «четверки»?

— Сегодня мы лишь ограниченно можем использовать такой действенный инструмент, как изменение ставок Единого таможенного тарифа. Это связано с тем, что наши ставки ввозных пошлин в отношении большинства товаров уже и так установлены на максимально допустимом уровне с учетом тарифных обязательств России в ВТО.

Поэтому на первый план выходят меры нетарифного регулирования, в первую очередь технические, а также защитные меры (антидемпинговые, компенсационные, специальные). С 2012 года в рамках Таможенного союза полноценно функционирует единый механизм применения таких мер в отношении третьих стран.

Приведу в качестве примера хорошо зарекомендовавшую себя в Беларуси маркировку товаров контрольными знаками, использование которой позволяет вывести импорт из «серого» сегмента. В настоящее время с учетом положительного белорусского опыта прорабатывается вопрос о применении такой меры на всей территории ЕАЭС.

Как показывает практика, подобные меры отличаются высокой эффективностью, в том числе в части решения стратегических задач по защите отечественных производителей в долгосрочной перспективе.

В целом можно с уверенностью говорить о том, что государства — члены союза обладают всем необходимым инструментарием для обеспечения защиты своих экономик от недобросовестной конкуренции и необоснованного роста импорта. Во всем остальном мы готовы к открытой конкуренции, модернизации и повышению эффективности наших экономик. В этом, собственно, и заключается одна из основных целей нашего интеграционного объединения.

— Можно ли уже говорить о том, как повлияет Договор о ЕАЭС на внутренние потоки рабочих сил?

— Договор содержит целый ряд норм, улучшающих условия для свободного перемещения трудовых ресурсов.

В частности, четко закреплена норма о том, что государства — члены союза не устанавливают и не применяют в отношении граждан стран-партнеров ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда.

Гражданам всех четырех (в скором будущем — пяти) стран предоставляются единые условия налогообложения, социального страхования. Достигнута договоренность о том, что работодатель признает документы об образовании трудящихся без проведения каких-либо процедур. Договором также устанавливается право трудящегося на занятие профессиональной деятельностью в соответствии с полученными специальностью и квалификацией.

Также закреплена норма, согласно которой государство трудоустройства оказывает медицинскую помощь трудящимся в том же порядке и на тех же условиях, что и своим гражданам.

Как наши граждане воспользуются предоставленными возможностями в рамках союза, покажет время.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Фото Сергея НИКАНОВИЧА

Выбор редакции

Экономика

С «серыми» выплатами сейчас лучше не рисковать

С «серыми» выплатами сейчас лучше не рисковать

КГК выявили 30 преступлений по выплате зарплаты в конвертах.