Вы здесь

Дороги делают деньги


За эти деньги идет жесткая борьба среди перевозчиков.

ЕАЭС может сделать борьбу честнее

Экономический союз подразумевает, что его участники собираются больше торговать друг с другом и третьими странами, взаимно помогать в этом каждому из членов. Торговля подразумевает перемещение продукции в пределах одной страны и между разными странами. Перемещение товаров подразумевает оказание услуг по перевозке грузов. А она сама по себе является приличной частью экономики, специфичной сферой со своими законами и проблемами. Как сгладить все шероховатости общего рынка международных автомобильных перевозок? Об этом говорили на конференции в Минске, организованной ассоциацией «БАМАП».

2-15

2-15

 

Принцип открытости или открытый «принцип»

Итоговые мероприятия ассоциации «БАМАП» прошли фактически в канун годовщины подписания президентами трех стран Договора о Евразийском экономическом союзе.

«ЕАЭС — молодое интеграционное объединение, — говорит председатель ассоциации «БАМАП» Николай Боровой. — Поэтому очень важно при движении к конечной цели — созданию общего рынка транспортных услуг — перенимать и использовать положительный опыт других интеграционных объединений и наработки устоявшейся международной практики по либерализации международных автоперевозок. Для нормального функционирования транспортного рынка на Евразийском пространстве главенствовать должен принцип открытости». И важно, чтобы это не путали с открытым «принципом» — когда отстаиваются только интересы своих.

Самые открытые рынки для выполнения международных автомобильных перевозок — в Грузии, Беларуси и Молдове. Наиболее закрытые из-за высоких барьеров — Афганистан, Россия и Казахстан. «Мы — страна, которая открыла свой рынок. И мы способны к нормальной конкуренции. Поэтому ожидаем аналогичных шагов от своих партнеров. Это нормальное явление», — считает руководитель ассоциации.

На протяжении 2014 года «БАМАП» совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси, иными органами государственного управления работали над созданием условий для максимально рационального и эффективного использования имеющегося транспортного потенциала в рамках ЕАЭС. Чего же удалось достичь? Заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Сергей Негрей заявил: «С 1 января, с начала прямого действия договора о ЕАЭС, удалось решить проблему допуска к перевозкам. Разрешительная система в отношении двусторонних перевозок между странами союза была отменена».

В рамках формирования скоординированной транспортной политики в ЕАЭС, поэтапной либерализации транспортных услуг государствами-членами ассоциация «БАМАП» приняла активное участие в разработке ряда нормативных документов, призванных урегулировать отношения сторон с учетом нового уровня интеграции, в частности Таможенного кодекса ЕАЭС, а также Программы либерализации каботажных перевозок грузов в ЕАЭС, которая до 1 июля 2015 года должна быть утверждена Высшим советом ЕЭК.

Треть положительного сальдо

Несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру и непростую ситуацию на рынке транспортных услуг, по данным за 2014 год, выручка от деятельности международного автотранспорта в Беларуси составила 11,7 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем в 2013-м. Общий объем грузов, перевезенных белорусскими перевозчиками с учетом двусторонних перевозок Беларусь–Россия, увеличился на 9% до 11,6 млн тонн. Общее количество грузоперевозок возросло на 8% и составило 740 тысяч.

Поступление иностранной валюты по экспорту услуг автотранспорта превысило 1,1 млрд долларов. В балансе услуг Беларуси сформировано второе по объему после трубопроводного транспорта положительное сальдо, которое составило 669,8 млн долларов (или в удельном весе — 30,3% положительного сальдо внешней торговли услугами).

300 грузовиков в час

Говоря о логистике, наверное, одной из самых важных составляющих успешных и эффективных международных перевозок, Николай Боровой вспомнил о визите Председателя КНР в Беларусь. Во время этого визита руководитель компании, которая будет строить огромный логистический центр в рамках индустриального парка «Великий камень», заявил, что Беларусь — это сухопутная страна и они хотят уменьшить себестоимость продукции резидентов парка за счет уменьшения транспортных расходов. «Он думает не только о прибыльности своей работы, но и о помощи коллегам. Так должны рассуждать все логистические центры», — заключил председатель «БАМАП».

Тем более что количество автомобильных перевозок постоянно увеличивается. Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк озвучил некоторые цифры: «В сравнении с 2010 годом в 2012-2013 годах количество автомобильных перевозок увеличилось на четверть. А последние данные говорят о том, что сейчас идет снижение. Но есть и позитивный момент — увеличение доли белорусских перевозчиков в общем объеме перевозок. Последние пять лет мы занимали 12%, а теперь — 14%. Самый большой удельный вес у российских перевозчиков — 44%, 22% — польские, 8% — литовские. Через белорусский участок границы ЕАЭС перемещается ежегодно около 2-2,5 млн грузовиков. Это около 300 машин в час».

Просьбы перевозчиков

Проект Резолюции конференции «Особенности выполнения международных автомобильных перевозок в условиях функционирования ЕАЭС. Проблемы и перспективы» содержал много важных требований и замечаний. Стоит отдельно отметить некоторые из них. К примеру участники конференции «просят Таможенный комитет поддержать подготовку и защиту предложений в проект Таможенного кодекса ЕАЭС о невключении в таможенную стоимость товаров расходов, связанных с транспортировкой до места прибытия на территорию ЕАЭС, погрузкой, разгрузкой, перегрузкой, страхованием товаров при их оказании резидентами государств — членов ЕАЭС; продолжить работу по заключению соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года на территории ЕАЭС».

Кроме того, есть просьба к Министерству транспорта и коммуникаций Беларуси «продолжить работу по либерализации условий и поэтапному снятию количественных ограничений при выполнении международных автомобильных перевозок перевозчиками Беларуси в\из третьих стран на территорию других государств — членов ЕАЭС».

Владислав КУЛЕЦКИЙ

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?