Вы здесь

Экологичная скорость


29 мая в казахстанском поселке Бурабай главы правительств стран Евразийского экономического союза поддержали план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования электромобилей в странах союза на 2015—2017 годы. Накануне интервью «СЕ» по этому поводу дал член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский.

Безимени-5

Безимени-5

 

— Сергей Сергеевич, понятие «экологически чистый транспорт» сейчас, что называется, на слуху. А что реально делается в странах Таможенного союза и единого экономического пространства по его развитию?

— У экологически чистого транспорта есть очевидные преимущества с точки зрения снижения вредного воздействия на окружающую среду. Однако его использование в государствах ЕАЭС остается пока экономически невыгодным. Это связано, в первую очередь, с недостаточной развитостью инфраструктуры, необходимой для обслуживания такого транспорта.

Кроме того, цены на электромобили значительно выше по сравнению с обычными автомобилями, имеющими двигатели внутреннего сгорания. Это обусловлено ограниченным объемом производства электромобилей.

В целях стимулирования продвижения автомобилей, содержащих в качестве ходовых исключительно электродвигатели, на рынок ЕАЭС принято решение Совета Евразийской экономической комиссии об обнулении на временной основе (до 31 декабря 2015 года) ставки ввозной таможенной пошлины в отношении такого транспорта.

Применение данной меры, несомненно, затрагивает интересы производителей автомобилей, которые имеют долгосрочные планы по производству транспортных средств с электрическим двигателем. Поэтому мы, как ответственные за промышленный блок ЕАЭС, разработали план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования электромобилей в наших странах на 2015—2017 годы. Этот план поддержан экспертами сторон и одобрен на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 28 апреля 2015 года. Выполнение этого плана будет способствовать повышению спроса на электромобили среди населения наших стран.

— Насколько готовы наши страны производить экологически чистые транспортные средства?

— Сегодня наработки уже имеются и достаточно серьезные. Так, АвтоВАЗ разработал конструкцию отечественного электромобиля на базе автомобиля LADA Kalіna, реализует пилотный проект по изготовлению экспериментальной партии в количестве 100 штук и принципиально готов развивать данное направление.

Начаты работы внутри государственной корпорации «Ростех» по освоению производства отдельных компонентов для электромобиля и зарядной инфраструктуры. В частности концерн «Радиоэлектронные технологии», входящий в корпорацию, разработал универсальные электрозарядные станции (ЭЗС) «ФОРА» для экспресс-зарядки аккумуляторов электромобилей российского и зарубежного производства. Развивается производство аккумуляторов в Беларуси.

Кроме того, в России реализуются проекты по разработке систем, узлов и агрегатов для электротранспорта. Так, разработаны тяговый электропривод электромобиля и суперконденсаторы, используемые в качестве накопителя энергии (вместо применяемых в настоящее время в электромобилях литий-ионных аккумуляторов). Компанией «Ренова» разрабатывается высокоэффективный электропривод на основе мотор-колес для электромобилей.

Российская компания «КамАЗ» имеет собственные разработки электроавтобусов большой и малой вместимостью, сделанные на основе автобусов Otokar и НЕФАЗ.

Белорусский завод «Белкоммунмаш» осваивает производство гибридного автобуса «Витовт», который оснащен гибридным дизель-электрическим приводом, обеспечивающим снижение потребления топлива до 30% и уменьшение выброса вредных веществ в окружающую среду.

Японский автопроизводитель Mіtsubіshі имеет планы по созданию зарядной инфраструктуры для электромобилей на территории России в партнерстве с ОАО «Россети». Соответствующее соглашение было подписано в 2013 году.

— Чего, на ваш взгляд, этим проектам не хватает?

— Они разрознены. И поэтому наша задача — объединить усилия, заинтересовать стороны создать необходимые условия для производства экологически чистых транспортных средств.

Более того, мы считаем, что разработка мер поддержки, стимулирования использования экологического транспорта в наших странах в настоящее время приобретает исключительно важное значение.

И начать эту работу, по нашему мнению, необходимо именно с законодательного, нормативного закрепления мер государственной поддержки и стимулирования как производителей моторных транспортных средств с электрическим двигателем и компонентов к ним, так и пользователей экологически чистых автомобилей.

— Без государственной поддержки тут не обойтись?

— Судите сами. Во многих странах мира приняты национальные программы развития электротранспорта, предусматривающие различные методы стимулирования производителей и покупателей электромобилей. В США до 2015 года общий объем налоговых льгот, стимулирующих спрос на электромобили, составил $750 млн. В Японии действуют наибольшие в мире льготы на приобретение электромобилей, которые суммарно составляют до трети от их стоимости. В Германии планируемый объем субсидий со стороны государства — €4 млрд до 2015 года. В Великобритании с 2011 года выделяются гранты из госбюджета на приобретение электромобилей в размере 25 процентов от его стоимости (ограничение до Ј5000).

Поэтому особенно хотел бы подчеркнуть важность участия в этом процессе всех государств — членов ЕАЭС. Именно объединив интеллектуальные, научные, материальные и кадровые ресурсы государств-партнеров, используя потенциал интеграции наших стран, мы сможем создать конкурентные производства электромобилей и за счет этого решать проблемы экологии.

— Что конкретно предлагает Евразийская экономическая комиссия?

— Мы предлагаем обеспечивать поддержку производства и стимулирования экологически чистого транспорта в наших странах по трем направлениям. Первое — стимулирование производства экологически чистых транспортных средств, их базовых компонентов и зарядной инфраструктуры. Второе — стимулирование использования экологически чистых транспортных средств. Третье — информационная поддержка производства и использования экологически чистых транспортных средств.

Предлагаемые мероприятия охватывают как финансовые, научно-исследовательские, информационные меры, так и нефинансовые, основная часть которых планируется к реализации государствами-членами совместно с Евразийской экономической комиссией в 2015-2016 годах.

Софья КЛИМУК,

г. Москва.

Выбор редакции

Калейдоскоп

У Козерогов ошибки и потери, у Скорпионов — волна удачи. Гороскоп на эту неделю

У Козерогов ошибки и потери, у Скорпионов — волна удачи. Гороскоп на эту неделю

ОВЕН. На этой неделе, похоже, придется рассчитывать только на свои силы и умение быстро менять планы.

Общество

Огненные деревни. Нельзя забыть. Каждый третий Докшицкого края

Огненные деревни. Нельзя забыть. Каждый третий Докшицкого края

Сестры Хатыни... Сколько их на территории Беларуси? Эту цифру исследователи точно не могут вывести и сегодня.