Вы здесь

Академическая мобильность


В евразийском образовательном пространстве.

Сопоставимость подходов в сфере образования является залогом формирования единого образовательного пространства Евразийского экономического союза. Она достигается на основе единых механизмов оценки знаний и навыков, сближения моделей учебных процессов, применения единых характеристик для описания учебных курсов, а также интеграции их модульной структуры. Обмен опытом между учреждениями образования в странах ЕАЭС регулируют соответствующие государственные программы, к примеру, в Республике Беларусь — Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы.

16-14

 

 Де­кан ФМБК БГЭУ На­талья По­пок — координатор меж­ду­на­род­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «La MANCHE».

 

Индивидуальная траектория

Понятие академической мобильности закреплено в нормативно-правовых документах Беларуси, Казахстана, России и Таджикистана, но пока отсутствует в Кыргызстане. Оно предполагает международный обмен обучающимися и педагогическими работниками. Академическую мобильность обеспечивают международные программы, международные договоры, а также договоры, заключаемые между учреждениями образования разных стран. Это развивает возможности их оптимального взаимодействия за счет сопоставимости и взаимного признания. На сайте Евразийского экономического сообщества эксперты в области образования подчеркивают, что студенты, исследователи и преподаватели, участвуя в программах академической мобильности, получают доступ к более качественным образовательным и исследовательским программам и возвращаются в страну пребывания с новым багажом знаний.

Академическая мобильность позволяет формировать качественно новые кадры, способные занять достойное место на рынке труда ЕАЭС. В результате для ВУЗов создаются новые возможности эффективной конкуренции и взаимодействия, для студентов становится возможным выбор индивидуальной образовательной траектории. Для преподавателей и ученых академическая мобильность открывает перспективы сотрудничества в области образования и науки, а государства имеют больше возможностей для модернизации системы образования, интенсификации внедрения новых технологий.

Управление изменениями

На состоявшейся недавно на базе Белорусского государственного экономического университета национальной конференции «Руководство и управление изменениями в сфере высшего образования» как раз обсуждались модели интенсификации академической мобильности евразийского образовательного пространства. Конференция стала итогом реализации проекта «La MANCHE» в рамках международной программы TEMPUS ІV. В нем принимали участие 29 ВУЗов и учреждений из целого ряда стран, в том числе Болгарии, Греции, Франции, Португалии, Великобритании, Армении, Грузии, Молдовы, Украины, Беларуси. Кроме представителей белорусских ВУЗов, в ходе конференции своим опытом делились эксперты из Великобритании и Болгарии.

Проект «La MANCHE» направлен на модернизацию систем высшего образования с помощью наращивания управленческого потенциала в ВУЗах стран-участников. Локомотивом его реализации стал факультет международных бизнес-коммуникаций (ФМБК) БГЭУ, декан которого Наталья Попок является координатором проекта. Данный факультет задает тон академической мобильности в ВУЗе и в этом смысле представляет собой пример для подражания для других учреждений образования нашей страны.

ФМБК поддерживает прочные культурно-образовательные связи с посольствами Великобритании, Венесуэлы, Ирана, КНР, Кубы, США, Турции, а также с Германской службой академических обменов. Подписано более десяти договоров о сотрудничестве с партнерами из Великобритании, Венесуэлы, Германии, Испании, Италии, Португалии, России, Украины, Франции, Японии. Здесь функционируют Центр ирановедения и изучения персидского языка, кабинет Конфуция, недавно начал работу единственный в Беларуси Центр латино-
американских исследований, обучаются студенты из 8 иностранных государств.

Декан ФМБК Наталья Попок отметила в ходе прошедшей конференции, что участие в программах академической мобильности содействует вузовской интеграции в общеевропейское образовательное пространство и развитию адаптированной к местным условиям стратегии управления изменениями в сфере высшего образования. Как отмечают эксперты, в Беларуси преобладают франчайзинговые программы в области академических обменов, предполагающие передачу одним университетом другому права реализации своей образовательной программы. При этом на совместные образовательные программы распространяется действие всех требований национального законодательства в сфере лицензирования и аккредитации.

16-20

 

Наибольшее распространение в нашей стране получили совместные образовательные программы в сфере экономики, инженерии, юриспруденции, менеджмента, филологии. Ежегодно более 1500 студентов из Беларуси выезжают для обучения (сроком до одного года) в университеты Германии, России, Великобритании, Польши, Украины, Франции, Швеции, Китая, Италии, Нидерландов и других стран.

Кредитная технология

Академическая мобильность становится неотъемлемой частью системы образования государств — членов ЕАЭС, по целому ряду параметров в этом направлении лидирует Казахстан. Здесь структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. В 2002 году внедрена кредитная технология обучения и введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр — магистр — доктор PhD.

Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы предусмотрено выполнение обязательных рекомендательных параметров в рамках Болонского процесса, в который, кстати, недавно вступила и Республика Беларусь. Согласно программе, в целях развития академической мобильности казахские студенты могут обучаться за рубежом не менее одного академического периода, в том числе за счет международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак». Для этого разработана специальная система перезачета кредитов по типу ECTS — европейской системы перевода кредитов. Все дисциплины, освоенные за рубежом, перезачитываются в своем ВУЗе.

Казахские эксперты предлагают ряд рекомендаций в сфере развития академической мобильности евразийского образовательного пространства. Во-первых, необходимо создавать условия для прохождения стажировок молодыми учеными в ведущих научных центрах ЕАЭС и широкого проведения совместных научных исследований. Во-вторых, следует сформировать консорциум ВУЗов для реализации совместного проекта об обмене обучающимися и преподавателями на безвозмездной основе. При этом оплата обучения, стажировки и проживания производится за счет принимающей стороны, а оплата командировочных и стипендий — за счет отправляющей стороны. В-третьих, неплохо было бы проводить занятия в режиме on-lіne с зарубежными открытыми университетами по дистанционной технологии обучения и создать информационно-образовательный портал, поддерживающий академическую мобильность между странами ЕАЭС.

Развитие механизмов и форм поддержки академической мобильности сегодня определяется формированием современных образовательных программ развития профессиональных, коммуникационных, лингвистических, общекультурных и иных компетенций, расширением участия ВУЗов ЕАЭС в процессах региональной интеграции в Европе и Азии. Это предполагает жесткую конкуренцию образовательных систем и высших учебных заведений на глобальном рынке образовательных услуг. От успеха в этой конкуренции во многом зависит будущее Евразийского экономического союза.

Лев Николайчук

Выбор редакции

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду (обновляется)

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду (обновляется)

Оперативная информация с белорусско-польской границы.

Культура

Почему на западе Беларуси «проклятые солдаты» и сегодня вспоминаются с ужасом?

Почему на западе Беларуси «проклятые солдаты» и сегодня вспоминаются с ужасом?

Тема антисоветского подполья во время ВОВ — сложная тема в истории.

Общество

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Его нашли в странах Южной Африки, в частности, в ЮАР и Ботсване.