Вы здесь

«Эта бессмертная крепость над Бугом...»


Духовной твердыней на западном порубежье Патриарх Кирилл назвал Брест.

22 июня в крепости люди собираются задолго до утра. В три, половине четвертого еще стоит ночная темень, не поют птицы, цитадель встречает посетителей напряженной тишиной. Тогда охватывает особенное чувство, его можно сравнить, пожалуй, с предчувствием войны. Она пришла, обрушилась в такой же предрассветный час. И это чувство нарастает, захватывает, тревожит, когда динамики из монумента «Звезда» доносят  слова, как удары: «Сегодня, 22 июня 1941 года, в четыре часа утра...»

Безимени-1

Безимени-1

 

Все было так же и на этот раз. Только мероприятия в крепости начались немного раньше. До традиционного митинга-реквиема прошла реконструкция последнего мирного вечера в гарнизоне. Репетировали участники художественной самодеятельности, молодежь танцевала под патефон, солдаты смотрели фильмы в клубе. Особенно трогательно звучали из уст реконструкторов письма последних предвоенных дней. Это настоящие письма реальных людей, которые хранятся в музее крепости. Вот как описывала последний мирный вечер жена политрука Алексея Костякова Елизавета: «В одиннадцать часов вечера мы пришли домой. Я решила нарвать букет белой акации, которая цвела и наполняла ароматом воздух. Было тепло и как-то по-особенному тихо...»

Для всех мужчин, женщин, детей крепости в четыре утра того рокового дня жизнь разделилась на «до» и «после». А многие и многие погибли, не успев осознать, что за «гроза и буря» свалилась в эту ночь на их дома.

Позже гарнизон соберется, организует оборону и продержится невероятных два месяца, которые сделают крепость знаменитой на весь мир. Но это будет позже. А в то утро были только трагедия, смерть, разрушения, гибель близких и невозможность понять, где искать спасение.

Потому не только защитников крепости, явивших миру чудеса героизма, вспоминаем мы 22 июня, вспоминаем и бесчисленные невинные жертвы: стариков, женщин, детей, одни из которых погибли, другие попали в плен, третьи сумели стать помощниками защитников.

В этом году в крепость на традиционный предрассветный митинг прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В гарнизонном Николаевском соборе Владыка отслужил заупокойную литию.

После молитвы о «всех вождях и воинах, на поле брани жизнь свою положивших и всех победы ради потрудившихся» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к тем, кто пришел на площадь Церемониалов:

— В момент, когда защитники плечом к плечу стали на защиту крепости и Родины, ни у кого не было никаких сомнений — там было подлинное братство, разорвать которое не могла даже смерть. И в нашей жизни должно быть нечто, что связывает нас не менее прочно, а в определенных случаях и обстоятельствах — более сильно, чем родная кровь. Есть вещи неделимые: мы прожили одну историю и радости, и скорби. Героическая защита Брестской крепости является символом и образом единства, способности совместно преодолевать смертельную опасность и побеждать, потому что защитники крепости победили врага. С какой же гордостью, с каким чувством трепета мысленно склоняешь голову перед этим подвигом, сознавая его значение для каждого современного человека, будь то белорус, россиянин, украинец — для каждого, кто является наследником великого прошлого.

Еще раньше в Свято-Воскресенском храме Предстоятель Русской православной церкви, обращаясь к теме Великой Отечественной войны, назвал Брест «духовной твердыней на западном порубежье Святой Руси», подразумевая прежде всего подвиг защитников крепости.

Теперь о подвиге гарнизона знают многие люди в мире. Здесь побывало более 20 миллионов человек. А саму крепость сделал знаменитой российский писатель Сергей Смирнов. Впервые он приехал сюда в 1954 году. Итогом поездки стал очерк «Крепость над Бугом», потом появился ряд статей в центральных газетах и журналах. В 1956 году вышли книги писателя «Крепость на границе» и «Крепость над Бугом». Летом этого же года он начал выступления по Всесоюзному радио и просил откликнуться героев Бреста. Сергею Смирнову стали приходить тысячи писем. На основании воспоминаний очевидцев готовилась главная книга писателя «Брестская крепость». Ее автор в 1964 году в «Открытом письме героям Брестской крепости» писал: «Десять лет назад Брестская крепость лежала в забытых, заброшенных развалинах, а вы — ее герои-защитники — не только были неизвестными, но как люди, что в большинстве своем прошли через гитлеровский плен, встретили обидное недоверие к себе, а иногда чувствовали прямую несправедливость». Понадобилось время, чтобы восстановить историческую правду, вернуть доброе имя героям. Звание Героя крепость получила в 1965 году, а в 1971 году состоялось открытие мемориального комплекса, в который теперь едут миллионы посетителей.

Основные расходы по завершению реконструкции мемориального комплекса взяла на себя Беларусь. И 60-летний юбилей Победы мемориальный комплекс встретил обновленным, без следов убогости и запущенности.

Кто хоть однажды бывал здесь, знает, что в центре всего архитектурного ансамбля крепости — три яруса черных гранитных плит. Под ними нашли покой останки 1022 погибших. Имена 276 из них увековечены, остальные похоронены как неизвестные. В крепости постоянно идут раскопки, параллельно поиск ведут работники музея. И список имен постоянно увеличивается.

Когда говорим о двух десятках миллионов человек, которые побывали в крепости, следует отметить, что учитываются те посетители, которые заказывают экскурсии. Если прибавить тех, кто осматривает достопримечательности самостоятельно, то цифры получатся больше. Брест стал узнаваемым в мире именно благодаря крепости. Любая официальная делегация, которая посещает город, считает своим долгом прийти к Вечному огню. Уже и в моей памяти сохранилось немало эпизодов, которые могут претендовать на звание исторических. Один из них, когда после принятия решения Высшего госсовета Союза Беларуси и России о совместном финансировании ремонта и реставрации мемориального комплекса в 1996 году к Вечному огню поднимается президент Ельцин. Речь его была короткой. В своем слове Борис Николаевич называет крепость нашей общей святыней... А вот Эдуард Шеварднадзе, министр иностранных дел СССР, задумчиво стоит у плиты, на которой начертано имя его родного брата, защитника цитадели. Эдуард Амвросиевич проводил в Бресте встречу и переговоры с немецким коллегой — Гансом Дитрихом Геншером — в 1990 году. И уже через год, в 50-ю годовщину начала войны, перед главным монументом самозабвенно играет концерт-реквием знаменитый Дидье Моруани. Эта музыка положила начало традиции подобных концертов, их стали проводить тут фактически каждый год.

«Поездами памяти» в разные годы на утренний митинг приезжали Людмила Зыкина, София Ротару, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Михаил Ульянов и многие другие известные деятели культуры. Артисты, авторы, известные нам по песням и киноролям, здесь предстают немного иначе.

— Ничего особенного такими акциями сделать нельзя, — говорил однажды народный артист Михаил Ульянов, — а вот всколыхнуть память, разбудить память можно.

«Эта бессмертная крепость над Бугом нас научила бороться и жить», — опять звучат строки Николая Добронравова, которые однажды здесь читал он сам.

Мемориальный комплекс всегда считали не чужим для себя жители соседних стран, особенно россияне. Три года назад руководитель российского «Газпрома» Алексей Миллер во время своего визита в Брест пообещал помочь со средствами на реконструкцию юго-восточной казармы. Как только деньги поступили на счет, началась работа по ее реставрации и созданию музея. И вот в прошлом году опять же 22 июня новую экспозицию под названием «Музей войны — территория мира» открыли. В экспозиции задействованы самые новые музейные технологии. Большой сенсорный экран, например, может рассказать, сколько советских военнопленных попало в концлагеря. На нем изображена интерактивная карта, которая от прикосновения к заданной точке выдает информацию о количестве погибших в лагере, о наличии белорусов среди жертв. Есть также сенсорная книга памяти. В ней собраны сведенья обо всех известных защитниках крепости.

По площади новая экспозиция примерно равна Музею обороны. Но экспонаты в нем совершенно другие. Они рассказывают о судьбах людей, которых война застала в гарнизоне крепости. Можно увидеть, в чем тогда ходили, какими вещами пользовались, какие газеты читали, и, самое главное, можно услышать живые голоса свидетелей 74-летней давности. Особый акцент сделан на судьбах защитников крепости, которые попали в плен. Тут есть и подлинная одежда военнопленных, есть и макет расстрельной стены из Дахау. Стоит также обратить внимание и на подлинные открытки, письма, страницы из дневников людей, в которых запечатлена история трагедии и героизма.

Теперь в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» два основных музея. Их сотрудники за годы и десятилетия провели огромную работу и могут по крупицам воспроизвести историю крепости. Перед вылетом в Москву в музей заходил и Патриарх Кирилл. Владыка внимательно осмотрел экспозицию Музея обороны Брестской крепости.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.