Вы здесь

Селу нужно согласие


Стратегия белорусского АПК в экономическом союзе.

Одно из самых важных достижений независимой Беларуси — обеспечение собственной продовольственной безопасности. Но в условиях открытой экономики это достижение сохранить будет невозможно без выхода на внешние рынки. Экспорт сельскохозяйственной продукции нужен не только ради валюты, но и для того, чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными продуктами. Иначе мы не просто лишимся своего села, но попадем в зависимость от внешних производителей.

О том, как на развитие сельского хозяйства повлияет участие Беларуси в интеграционных процессах, мы расспросили директора Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, доктора экономических наук, профессора Александра Шпака.

7-30

7-30

 

— Александр Петрович, какие выгоды получает сельское хозяйство нашей страны от интеграции в ЕАЭС?

— Мы рассматриваем формирующийся союз как возможность повышения конкурентоспособности национального АПК и реализации его экспортного потенциала. Уже то, что границы Евразийского экономического союза расширяются, благоприятно должно отразиться на финансовом состоянии наших сельскохозяйственных предприятий. Сейчас доля экспорта продукции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей в ВВП страны составляет более 9%, а в объемах совокупного экспортного потенциала — 13-15%.

Сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей стран «пятерки». И ему уделяется особое внимание. Подтверждением тому и принятая Концепция согласованной агропромышленной политики государств-членов, и раздел «Агропромышленный комплекс» международного Договора о Евразийском экономическом союзе. Эти документы охватывают все сферы АПК, базируются на гармонизированных механизмах регулирования, координации и мониторинге на межгосударственном уровне.

Белорусское село получает следующие преимущества от ЕАЭС: равный доступ на общий аграрный рынок; обеспечение справедливой конкуренции между хозяйствующими субъектами стран союза; унификацию требований, связанных с обращением продукции; наличие защиты интересов производителей на внутреннем и внешнем рынках; единые требования и правила ветеринарного и фитосанитарного контроля.

[caption id="attachment_90642" align="alignnone" width="600"]7-35

7-35

 Са­мое глав­ное преимущество, ко­то­рое по­лу­ча­ет бел­орус­ское се­ло от ЕА­ЭС — рав­ный до­ступ на общий аграр­ный ры­нок. Кресть­ян­ско-фер­мер­ское хо­зяй­ство «Баш­мак АК» из Ло­ев­ско­го рай­о­на Го­мель­ской области одним из пер­вых приступило
к сбо­ру крас­ной смородины и уже отправило пер­вые партии этой яго­ды в Минск и Моск­ву.
Все­го это фер­мер­ское хо­зяй­ство планирует соб­рать око­ло 20 т ягод с 14 га плантаций.[/caption]

 

— Повлияет ли экономическая интеграция на структуру нашего АПК?

— Если и произойдут изменения, то несущественные. Основное направление развития нашего сельского хозяйства — дальнейшее наращивание его эффективности и конкурентоспособности. Это предусматривают целый ряд отраслевых и республиканских программ, в рамках которых функционирует белорусский АПК.

В сложившейся структуре сельскохозяйственного производства лидирует молочно-мясное скотоводство, которое мы успешно, благодаря почвенно-климатическим условиям страны, обеспечиваем травяными кормами. Кроме того, продукты, создаваемые в этой отрасли, обладают высокой питательной ценностью и постоянно пользуются повышенным спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В растениеводстве наиболее перспективными отраслями мы считаем картофелеводство, льноводство и плодоовощной подкомплекс. По этим отраслям накоплен богатый производственный опыт. Почвенно-климатические условия также вполне благоприятны для их успешного развития.

Свиноводство и птицеводство требуют хорошей зерновой базы, устойчивость которой в условиях Беларуси обеспечить сложнее. Эти, а также все остальные отрасли растениеводства и животноводства, призваны, главным образом, обеспечить сбалансированность внутреннего рынка. Вместе с тем у нас есть возможность использовать производственный потенциал, созданный в свиноводстве, птицеводстве, свеклосеянии и других отраслях, для экспорта готовых товаров.

В то же время должно быть и определенное разделение труда в рамках ЕАЭС. Скажем, зачем Беларуси в больших объемах производить баранину и шерсть, если в Казахстане и Кыргызстане это умеют делать лучше с точки зрения соотношения цены и качества? Странам ЕАЭС целесообразно идти на взаимные уступки. Для этого и необходима согласованная агропромышленная политика. Она позволит производителям каждой из стран-членов успешно противостоять конкурентам извне и, широко используя инновации, увеличивать экспорт.

Нужны также меры по защите отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных агропродовольственных транснациональных корпораций, которые непременно постараются как можно больше расширить свое присутствие на общем агропродовольственном рынке.

[caption id="attachment_90638" align="alignnone" width="600"]7-31

7-31

 Создание агро­го­род­ков переломило ситуацию с от­то­ком лю­дей из деревни в го­род и повысило престижность жизни на се­ле.[/caption]

 

— Беларусь считается лидером сельхозпроизводства в ЕАЭС. Что обеспечило нам эту позицию?

— Действительно, по объемам производства сельскохозяйственной продукции Беларусь является одним из безусловных лидеров среди стран постсоветского пространства. Занимая 0,15% мировой территории и имея 0,17% населения, страна входит в первую десятку по мировым объемам производства и экспорта ряда сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

За последние годы в Беларуси удалось провести крупномасштабную модернизацию, укрупнить производства и усовершенствовать государственное регулирование агропромышленного сектора. Крупное агропромышленное производство позволяет более успешно и широко внедрять новейшие достижения науки и техники. Создание агрогородков переломило ситуацию с оттоком людей из деревни в город и повысило престижность жизни на селе. Нам удалось сохранить систему подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

Кроме того, мы выстроили систему взаимоотношений производителей сельскохозяйственной продукции с перерабатывающими предприятиями. Создали продуктовые кластеры, холдинги, которые охватывают всю цепочку — от производства продукции, ее переработки и реализации до формирования логистических центров. Это расширило методы, способы и направления сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В итоге мы не только обеспечили продовольственную безопасность страны, но превратили белорусскую деревню в крупного экспортера.

[caption id="attachment_90639" align="alignnone" width="600"]7-32

7-32

 В сложившейся струк­ту­ре сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го производства Беларуси лидирует мо­лоч­но-мяс­ное ско­то­вод­ство.[/caption]

 

— Какие проблемы остаются?

— Несмотря на достигнутые успехи, аграрный сектор республики все еще отстает от ведущих европейских стран по уровню своей эффективности. Сравнительно высокими остаются трудозатраты и энергоемкость национального производства, и ниже показатели производительности труда. К тому же в последние годы в силу объективных причин несколько ухудшилось финансово-экономическое положение отечественного сельского хозяйства.

У нас по-прежнему есть неплатежеспособные сельскохозяйственные организации с низкой заработной платой, дефицитом кадров, особенно молодых специалистов.

Для решения этих проблем необходима реализация комплекса мер на макро- и микроуровне. В первом случае речь идет, прежде всего, о реформировании государственного управления агропромышленным комплексом, исходя из полного технологического цикла производства и переработки сельхозпродукции. Актуально на сегодняшний день способствовать развитию многообразия форм собственности и хозяйствования, стимулировать интеграцию субъектов хозяйствования, участвовать в формировании крупных отечественных и транснациональных корпораций.

Необходимо ускорить переход аграрной отрасли на инновационный путь развития на основе внедрения ресурсосберегающих технологий, высокопроизводительной техники и оборудования.

Применительно к отдельным регионам целесообразна оптимизация землепользования, вывод из сельскохозяйственного оборота низкопродуктивных земель, не обеспечивающих окупаемость затрат. Требуется углубление (а иногда и изменение) специализации субъектов хозяйствования применительно к конкретным условиям.

Нам нужно продолжать работу по совершенствованию собственных сортов семян и пород животных.

На уровне хозяйств актуально улучшение технологии заготовки кормов и рационов кормления, широкое применение наиболее продуктивных травяных смесей и высокобелковых кормовых культур; совершенствование структуры посевных площадей и системы севооборотов.

Важно мотивировать сельскохозяйственных производителей к снижению затрат и эффективной деятельности.

[caption id="attachment_90641" align="alignnone" width="600"]7-34

7-34

 В ре­зуль­та­те сог­ла­со­ван­ной политики го­су­дар­ства-чле­ны усилят свои позиции на мировом рын­ке.[/caption]

 

— Ваш институт участвует в разработке Государственной программы развития аграрного бизнеса в Беларуси на 2016—2020 годы. Как программа учитывает условия, которые диктует интеграция?

— Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития в рамках АПК малого и среднего бизнеса. Это позволит стабилизировать социально-демографическую ситуацию на селе.

В частности, мы рассчитываем, что малый и средний бизнес поможет ослабить остроту проблемы скрытой безработицы, расширить ассортимент продовольственных товаров, увеличить объемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и оживить на селе сферу услуг.

Что касается условий интеграции, то программа формирует экспортную политику, обеспечивающую взаимовыгодное участие Беларуси не только в ЕАЭС, но и в СНГ, Союзном государстве, а также в ВТО, в которую намеревается вступить наша страна.

— Оправдываются ли государственные вложения в обеспечение экспорта продукции белорусского АПК?

— С 2010-го по 2014 год окупаемость государственной поддержки, выделяемой на производство продукции АПК, реализуемой на внешних рынках, в среднем составила 4,45 доллара валовой добавленной стоимости на 1 доллар вложенных государственных субсидий. В 2014 году этот показатель был равен 4,64 доллара США. От реализации продукции АПК на внешнем рынке в 2014 году получено около 400 млн долларов США прибыли, что составило 0,58 доллара США на один доллар государственной поддержки.

[caption id="attachment_90640" align="alignnone" width="600"]7-33

7-33

 С момента создания Таможенного союза совокупная продукция сельского хозяйства увеличилась в 2014 году на 27% и составила 136,6 млрд долл.[/caption]

 

— Как вы смотрите на создание транснациональных корпораций в рамках Евразийского экономического союза?

— Транснациональные компании выигрывают за счет факторов массы производства, масштаба продаж, объемов товарного оборота, разветвления логистических потоков, возможности быстрого технического и технологического переоснащения, использования преимуществ инновационного развития и освоения новейших технологических укладов.

Мощные компании могут не только быстро адаптироваться к меняющейся конъюнктуре за счет запаса прочности (массы доходов), но и доминировать на соответствующих продуктовых рынках, то есть диктовать свои условия.

Белорусский АПК пока слабо интегрирован в мировое экономическое пространство, условия и нормативы внутреннего производства недостаточно адаптированы к требованиям мирового рынка. Поэтому, во-первых, важно быстро формировать крупные сквозные единые национальные продуктовые компании, замыкающие технологическую цепь от производства сельскохозяйственного сырья до производства и сбыта готового высококачественного продовольствия под рыночный потребительский спрос в стране и за рубежом.

Во-вторых, необходимо предпринимать все меры (законодательные, экономические и другие) для участия в межнациональных компаниях, стимулировать партнерство белорусских компаний с крупнейшими зарубежными компаниями и корпорациями.

В пользу необходимости участия белорусского АПК в интеграционных процессах говорят и мировые тенденции, сущность которых заключается в глобализации пищевой промышленности и ужесточении конкуренции. Ряд стран развивающихся и с переходной экономикой превращаются в нетто-импортеров с ограниченной возможностью закупок продукции, что обусловливает возникновение в них кризисов.

В наши дни создаются межнациональные объединения с учетом разноскоростной и разноуровневой интеграции стран-участниц. Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая страна самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятий она принимает участие и в каком инвестиционном пространстве.

В этом контексте участие брендовых отечественных предприятий в интеграционных объединениях Евразийского экономического союза может стать одним из основных путей повышения эффективности и конкурентоспособности отечественного АПК.

— Как на сегодняшний день в ЕАЭС обстоят дела с согласованной политикой в сфере сельхозпроизводства?

— Нормативно-правовая база союза сформирована не полностью, особенно в области производства и обращения продукции, обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер. Кроме того, требует уточнения и согласования использование мер таможенного регулирования в части доступа на рынки стран ЕАЭС импортной продукции (уровни импортных пошлин), что усложняется присоединением к Договору о Евразийском экономическом союзе Армении и Кыргызстана, так как эти страны являются членами ВТО и имеют либеральные обязательства перед Всемирной торговой организацией. К тому же, Россия нотифицировала ВТО о том, что сохраняет за собой право запустить процесс пересмотра своих тарифных обязательств.

Для Беларуси очень важна координация сбытовой и маркетинговой политики государств — членов ЕАЭС, признание понятий «отечественный товар» и «отечественный производитель» на территории государств «пятерки». Это позволит нашим товарам иметь равные права и возможности по участию в закупках, тендерах и конкурсах.

Не меньшее значение имеет гармонизация национальных законодательств в области государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС. Согласованная политика невозможна без регулярных семинаров с бизнес-сообществами, совместного участия в международных выставках, совместного анализа рынков.

На национальном уровне Беларуси необходимо стимулирование производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках, внедрение инновационных технологий производства и сбыта.

В результате согласованной политики государства-члены усилят свои позиции на мировом рынке в качестве производителя и поставщика сельскохозяйственной продукции и продовольствия, смогут повысить политическое и экономическое влияние в вопросах определения тенденций развития мирового аграрного рынка.

— Чем для ЕАЭС интересна каждая из стран в контексте сбалансированности взаимной торговли?

— Практически каждая из стран — участниц сообщества при взаимной торговле имеет основные экспортные позиции. Экспорт Армении представлен алкогольными и безалкогольными напитками, фруктами и продуктами их переработки. Беларусь торгует мясными и молочными продуктами, готовыми продуктами из мяса и рыбы, сахаром. Казахстан — в основном зерном и готовыми продуктами из него, фруктами. Кыргызстан — фруктами и овощами, молочной продукцией, табаком. Российская Федерация — готовыми продуктами из зерна, растительным маслом и жирами, какао и продуктами из него, переработанными фруктами и овощами.

Страны Евразийского экономического союза являются основными рынками сбыта белорусского продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Стоимость продаж в эти страны в 2014 году достигла 4,9 млрд долларов США. И если с 2005 по 2014 год экспорт в третьи страны увеличился в 2,4 раза, то в страны ЕАЭС — в 4,2 раза. За данный период произошел семикратный рост положительной величины внешнеторгового сальдо в торговле Беларуси с государствами — членами сообщества. Основным партнером Беларуси в торговле сельскохозяйственным сырьем и продовольствием является Россия. В аграрном экспорте Беларуси на долю России приходится более 80%, в импорте — около 25%.

Экспортные поставки Беларуси в страны ЕАЭС характеризуются достаточно большим перечнем продукции, однако основу составляют молочные и мясопродукты, сахар, мясные и рыбные консервы, сахар, яйца, мукомольная продукция.

Что касается импорта, то из России мы ввозим разные пищевые продукты (экстракты, эссенции, дрожжи, супы, мороженое, соусы и др.); остатки и отходы пищевой промышленности (отруби, жмыхи, продукты на корм скоту); готовые продукты из зерна; рыба и ракообразные; жиры и масла, алкогольные и безалкогольные напитки, продукты переработки овощей и плодов, кофе, чай, пряности и другое.

Основу импорта Беларуси из Казахстана составляет зерно. Импорт из Армении представлен алкогольными и безалкогольными напитками. В Кыргызстане мы закупаем овощи. При этом импорт Беларуси из стран сообщества, кроме России, находится на низком уровне.

Таким образом, для нашей страны государства — члены ЕАЭС являются наиболее комплементарными (взаимодополняемыми) во внутрирегиональной торговле, так как товары, которые являются наиболее экспортоориентированными в Беларуси, как правило, у них в дефиците. Поэтому государства сообщества обладают потенциальными возможностями наращивания объемов взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.

— Александр Петрович, вы являетесь членом Консультативного комитета по агропромышленному комплексу при Евразийской экономической комиссии. Насколько ЕЭК учитывает наработки института в своих решениях и документах?

— Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси осуществляет тесное и постоянное сотрудничество с Департаментом агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии в области реализации основных направлений согласованной агропромышленной политики государств — членов ЕАЭС.

Сотрудники института являются разработчиками такого важнейшего документа, как Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, одобренная решением Высшего Евразийского экономического совета 29 мая 2013 года. Основные положения Концепции вошли в Договор о Евразийском экономическом союзе, принятом главами государств 29 мая 2014 года.

Кроме того, сотрудники института являются экспертами в области продовольственной безопасности, согласованной аграрной политики государств — членов ЕАЭС, а также механизмов реализации ее основных направлений.

Нашим институтом разработаны и представлены в ЕЭК предложения по диверсификации экспорта и импорта продукции АПК, обеспечивающие оптимизацию внешней торговли, а также координации сбытовой и маркетинговой политики государств — членов ЕАЭС.

Ольга МЕДВЕДЕВА

medvedeva@zviazda.by

Фото Надежды Бужан

Выбор редакции

Общество

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Жизнь в «эпоху потребления» — серьезное испытание для человека.

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.