Вы здесь

Урожай абрикосового лета


Жаркое ереванское лето богато на щедрые дары не только природы, но и киноискусства: Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» — одно из самых главных и долгожданных событий культурной жизни Армении этого времени года. Разменяв второй десяток, в этом году двенадцатый «Золотой абрикос» прошел с 12 по 19 июля, продолжая свою миссию по пропаганде хорошего авторского кино и страны абрикосового кинолета. 21-25

21-25

Кинофестиваль, организованный при поддержке министерства культуры Армении и компании VіvaCell-MTS, неслучайно называют самым крупным и авторитетным в регионе. В разные годы его посетили всемирно известные актеры и режиссеры, среди которых были Тонино Гуэрра, Атом Эгоян, Аббас Киаростами, один из братьев Хьюз-Аллен (этот режиссерский тандем братьев армянского происхождения создал одну из самых известных постапокалиптических драм последних лет «Книга Илая»), Клаудия Кардинале, Фанни Ардан, мэтр корейского кино Ким Ки Дук, режиссер Анна Меликян и многие другие. В 2010 году ереванский кинофестиваль удостоился главной премии Международного союза кино, телевидения и спорта Fіcts Plate D'honneur. «Абрикос» ежегодно приглашает в Армению ведущих кинодеятелей современности, делая упор на арт-хаус последних лет, демонстрируя лучшие новинки — картины-лауреаты престижных кинофестивалей, равно как, и отдает дань киношедеврам и режиссерам прошлых десятилетий. «Золотой абрикос» — событие, которого с любовью ждет армянская и международная культурная общественность. На международных культурных площадках фестиваль является самым известным и авторитетным смотром и своеобразной визитной карточкой Армении. В этом году фестиваль получил 1600 заявок из 105 стран мира, что свидетельствует о росте интереса к фестивалю и расширении географии фильмов-участников (в прошлом году было 1500 заявок из порядка 95 стран). [caption id="attachment_92619" align="alignnone" width="600"]21-23

21-23

 Обложка книги «Растерзанная Армения».[/caption] «Золотой абрикос» по традиции стартовал с церемонии освящения в церкви Святой Анны своего символа — абрикосов (во время церемонии фестиваль получает благословение) — и красной ковровой дорожки, по которой гости и участники кинопраздника проходят в Национальный академический театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна на официальную церемонию открытия. В этом году на фестиваль в качестве почетных гостей прибыли выдающийся армянский кинодокументалист Артавазд Пелешян, французский актер Патрик Шенэ, а также всемирно известные актрисы Настасья Кински и Орнелла Мути. «Золотой абрикос» открылся показом фильма «Не говорите мне, что мальчик был сумасшедшим» французского режиссера армянского происхождения Робера Гедигяна, который в этом году был представлен на специальном показе Каннского кинофестиваля. На церемонии открытия публика стоя и аплодисментами почтила память недавно ушедшего из жизни легендарного актера Омара Шарифа, воплотившего в фильме Анри Верноя «Майрик» образ армянина, семья которого пережила геноцид. Нынешний «Золотой абрикос» проходил в свете поминовения даты 100-летия геноцида армян, а потому эта тема была одной из центральных XІІ МКФ. В рамках фестиваля были реализованы две масштабные программы, посвященные геноциду: «Мы есть» и «Больше никогда». В последнюю вошли фильмы о резне армян, произошедшей в Османской империи в начале XX века. Эта программа с начала нынешнего года и демонстрируется на самых престижных кинофестивалях мира. На церемонии открытия фестиваля директор Музея-института геноцида армян Айк Демоян представил присутствующим историю Аршалуйс Мартиканян, известной под именем Аврора Мардиганян. Аврора — автор книги «Растерзанная Армения», одного из первых опубликованных документальных свидетельств о геноциде армян. В книге, вышедшей в свет в 1918 году в Нью-Йорке, Аршалуйс (Аврора) Мартиканян, девочка из Чмшкацага — армянского города Османской империи, представила трагическую историю своей жизни. Потеряв родителей, сестер и троих братьев, которые были жестоко убиты у нее на глазах, 14-летняя Аршалуйс подвергалась насилию и избиениям в гаремах турецких чиновников и представителей курдских племен. После двух лет ужасных испытаний Аршалуйс Мартиканян, или, как ее прозвали в Америке, армянская Жанна Д'Арк, сбежала из гарема своего турецкого господина Кемаля Эфенди, спасаясь от насильственного обращения в ислам. Перенесенные страдания не сломили Мартиканян — перед ней стояла задача рассказать всему миру о зверствах, учиненных против ее народа. Книга «Растерзанная Армения» была уже готова, когда со стороны Американского комитета помощи Армении и Сирии поступило предложение снять фильм, основанный на сюжете этой книги, все сборы от показа которого (30 миллионов долларов) было решено направить в помощь 60 000 армянским сиротам, оставшимся на Ближнем Востоке. В 1918 году режиссер Оскар Апфель киностудии Metro Goldwіn Mayer в Калифорнии снял немой фильм «Аукцион душ», ставший первой киноработой, повествующей о геноциде. Повсюду картина имела невиданный успех и оценивалась как «эпохальная». В 1919-1920 годах лондонская газета Bayoscop, посвященная киноискусству, писала об огромном значении ленты «Аукцион душ». А такие популярные издания, как The Іllustrated London News и The Mornіng Telegraph, подчеркивали, что этот фильм должен посмотреть каждый человек. [caption id="attachment_92620" align="alignnone" width="600"]21-24

21-24

 Церемония освящения в церкви Святой Анны символа кинофестиваля — абрикосов.[/caption] «Аукцион душ» попал в Великобританию в декабре 1919 года и был подвергнут государственной цензуре. После долгих переговоров с согласия Скотланд-Ярда фильм был показан в королевском Альберт-холле и демонстрировался в течение трех недель, после чего киноленту снова порезали, изъяв еще четыре эпизода. Показ отредактированного варианта ненадолго возобновился, но затем был прекращен. Картину исключили из проката, а в начале 1920 года из списков американских и британских библиотек по решению цензуры изъяли и книгу «Растерзанная Армения». Фрагмент из фильма «Аукцион душ» в сопровождении хора «Овер» был представлен на церемонии открытия «Золотого абрикоса». Также на сцену был вынесен чемодан Аршалуйс, с которым она путешествовала по миру, представляя свой фильм. В ходе открытия фестиваля состоялась церемония награждения: почетные гостьи «Золотого абрикоса» Орнелла Мутти и Настасья Кински удостоились приза «Параджановский талер» — за вклад в развитие мирового кинематографа. «Находиться здесь — сладкая сказка», — так прокомментировала свое присутствие на фестивале Настасья Кински, а Орнелла Мути назвала фестиваль удивительным, выразив надежду еще раз его посетить. Потом уже, во время своих пресс-конференций, звезды с удовольствием поделились впечатлениями об Армении. Орнелла Мути приехала сюда впервые, но наслышана о стране от русской подруги, которая вышла замуж за армянина. Что касается творческих планов, актриса сообщила, что занята в нескольких проектах, в том числе и в России, а также открыта для сотрудничества с армянскими режиссерами и актерами. В свою очередь Настасья Кински призналась журналистам, что ей очень понравились армянские народные песни, которые она успела послушать. Она любит в одиночестве изучать новый город: по приезде она совершила прогулку по ночному Еревану. «Ереван очень гостеприимен, а его жители открыты и приятны в общении», — отметила она. Кински высоко оценила широкий географический охват фестиваля и сообщила, что работает над серией документальных фильмов о великих спортсменах, которые упорно преодолевают трудности и добиваются осуществления своей мечты. В Ереване от директора-основателя фестиваля «Золотой абрикос», кинорежиссера Арутюна Хачатряна Кински получила предложение о сотрудничестве в рамках документального проекта. Ну а собственно конкурс проходил по четырем традиционным номинациям: «Международное игровое кино», «Международное документальное кино», «Армянская панорама» и конкурс короткометражных работ молодых режиссеров «Кориз» («Косточка»), каждая из которых имела свое профессиональное жюри. Кроме основных, фестиваль представил и традиционные внеконкурсные программы: «Ереванские премьеры», «Ретроспективные показы» и «Дань уважения». Кинопоказы сопровождались мастер-классами для студентов и поклонников кино. «Золотой абрикос» XІІ Ереванского МКФ в номинации «Игровое кино» ушел в «Объятия змеи» колумбийского режиссера Сиро Герры. «Серебряный абрикос» достался ленте южнокорейского режиссера Ким Де-Хуана «Конец зимы». В этом году впервые был вручен приз зрительских симпатий — картине «Святилище» немецкого автора Марка Брумунда. Лучшим документальным фильмом признана лента «Создание смысла» режиссера Симоне Рапизарды Казановы (Канада — Италия), а вторую премию завоевала картина «Молодежь Германии» режиссера Жана-Габриэля Перьо (Франция — Германия — Швейцария). Обладателем первой премии в номинации «Косточка» стала лента «Все будет хорошо» режиссера Патрика Фолрата (Германия — Австрия), а второй — Давуд Хайям (Великобритания). Спецприз жюри завоевал фильм «Все на продажу» иранца Фархада Холами. В «Армянской панораме» «Золотого абрикоса» удостоился фильм Армана Ерицяна «Раз, два, три» (Армения — Норвегия —Германия), серебро ушло к игровой короткометражке Анны Гороян «Доктор» (Россия). Специальный приз имени Гранта Матевосяна за лучший сценарий был присужден ленте «Дорога» Гагика Мадояна. Награду конкурса «ФИПРЕССИ» и приз экуменического жюри завоевал фильм армянского режиссера Арама Шахбазяна «Москвич, любовь моя». Ирина АБРОЯН, г. Ереван.

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.