Вы здесь

Учиться, учиться и... предлагать


В Москве впервые прошла Летняя школа, посвященная ЕАЭС.

В течение всей прошлой недели 21 участник из Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана проходили ускоренный интенсив. Им, экспертам и журналистам, рассказывали о деятельности Евразийского экономического cоюза те, кто изо дня в день занимается его формированием — члены Евразийской экономической комиссии.

21-28

21-28

 

21-28

 

Для ЕЭК Летняя школа — новый формат работы, чего не скажешь о втором ее организаторе — Российском совете по международным делам (РСМД). Комиссары признаются, что чаще всего комиссия работает с представителями государственных структур, а не с экспертным и медиа-сообществом. Школа как раз призвана это исправить. Что касается РСМД, то для него такой формат работы не нов. Но евразийская тематика и «школа» совместились впервые. При этом вся «соль» мероприятия в том, что участники не только узнали о деятельности ЕАЭС, но и представили ЕЭК и РСМД обратную связь в виде конкретных предложений по улучшению союза.

То, что мероприятие действительно важно, стало понятно уже на открытии. Точнее, после почти двухчасовой сессии председателя Коллегии ЕЭК Виктора Христенко, министра Комиссии Карине Минасян и генерального директора РСМД Андрея Кортунова.

Глава ЕЭК не преминул отметить, что «если посмотреть в зал, то седые волосы остаются только на подиуме» и участники школы — молодые люди (от 21 до 40 лет). «Все интеграционные процессы и проекты — это длинная история. Она всегда стратегическая, она всегда долгосрочная. Никаких краткосрочных эффектов, на которые можно легко рассчитывать, в таких проектах не бывает. Нужно рассчитывать на десятилетия, на взросление вместе с этими процессами. Это правильно, что здесь присутствуют именно молодые люди», — отметил Виктор Христенко.

В свою очередь Карине Минасян рассказала участникам о том, что привлекло Армению в проекте евразийской интеграции. А это возможность доступа к рынкам, а также равноправие и равнопредставленность участников в проекте. А руководитель РСМД Андрей Кортунов обратил внимание, что тема евразийской интеграции освещается поверхностно и недостаточно: «Экспертам важно из первых уст узнать, как идет процесс евразийской интеграции. А в странах союза важно поднять уровень дискуссии на эту тему в экспертном и академическом сообществах». В конце выступления он высказал надежду, что «сегодня мы устанавливаем своеобразную образовательную традицию», которая продолжится в будущем.

В течение следующих шести дней молодые эксперты действительно «погрузились» в евразийскую тематику. В первой половине дня они слушали спикеров — представителей ЕЭК — и задавали им вопросы. Во второй — составляли список проблем, которые, по их мнению, так и не решены в ЕАЭС, и предлагали пути их разрешения. Конечно, одной работой и учебой Летняя школа не ограничивалась. Организаторы разбавили плотный образовательный график кинопросмотром и квестом по Москве, во время которого участники прошлись по самым «евразийским» местам столицы.

В итоге, после почти недельной работы, был разработан документ, в который вошло более тридцати предложений по улучшению союза — от развития альтернативной энергетики до унификации национальных систем курсообразования. Его финальный вариант передали Виктору Христенко, который еще в первый день пообещал участникам, что не только его прочтет, но и не останется равнодушным к поднятым проблемам.

Говорят участники форума

21-34

21-34

 

21-34

Павел Болточко, бизнес-консультант (Беларусь):

 

— Я не понаслышке знаком с деятельностью Евразийской экономической комиссии. В свое время принимал участие в разработке ряда соглашений на наднациональном уровне. Сейчас продолжаю работать в этом направлении и специализируюсь на таможенной сфере и вопросах интеллектуальной собственности. Изначально хотел получить информацию о евразийской интеграции из первых уст от тех, кто ежедневно занимается ею, то есть представителей ЕЭК. И мне это удалось. Кроме того, среди участников были эксперты из всех стран союза. Обменяться с ними мнениями, сравнить в непосредственном общении позиции наших стран — уникальная для этого возможность, которая, надеюсь, не ограничится неделей Школы.

Думаю, что документ, который был разработан, действительно сможет пригодиться комиссии. Возможно, не все наши предложения можно будет назвать компетентными хотя бы потому, что многие участники незнакомы с процессом принятия решений комиссии. Но ведь главное здесь — это идея. Поэтому даже если одно из предложений будет использовано — это уже успех для всех нас.

21-31

21-31

 

21-31

Эльнура Казакбаева, преподаватель Кыргызского национального университета, независимый эксперт (Кыргызстан):

 

— В целом евразийская тема сейчас актуальна для нашей страны, поэтому я с удовольствием приняла участие в школе. Согласно последним социологическим исследованиям, жители Кыргызстана испытывают опасение по отношению к новым для страны интеграционным процессам. Потому что нет полной информации, чего можно ожидать от ЕАЭС, куда двигаться в новых сложившихся экономических условиях и какие есть выгоды от вступления Кыргызстана в Союз.

Я занимаюсь экономическими, социальными и другими проектами, в том числе социальным предпринимательством. Мои бенефициары — население и бизнес-сообщество, точнее, мелкий бизнес. Поэтому для меня было важно получить информацию о ЕАЭС от первых лиц. Полученные знания мне бы хотелось применить в проектной деятельности, то есть организовать для населения новые просветительские мероприятия, помочь найти бизнесменам точки соприкосновения с их коллегами из стран союза. На 90% я достигла своей цели, то есть получила необходимую информацию и наладила новые контакты.

Важно, что на школе собрались представители всех пяти стран ЕАЭС. Каждый представитель при создании списка предложений озвучил те проблемы, которые характерны для его страны и попытался понять, можно ли их решить на уровне союза, и если да, то как. По-моему, это бесценный опыт.

21-33

21-33

 

21-33

 

Айман Ибраева, эксперт в области транспорта (Казахстан):

Я здесь, потому что тема Школы о евразийской интеграции увязана с моей работой в сфере железнодорожного транспорта, ведь цели, которые заявляет Договор о ЕАЭС – свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы - неотрывно связаны с деятельностью транспортных компаний, учитывая проведение государствами-членами скоординированной (согласованной) транспортной политики.

Я изучаю влияние интеграционных процессов как в контексте ЕАЭС, так и других международных отраслевых организаций на работу транспорта. Поэтому вплотную работаю с Евразийской экономической комиссией, являясь экспертом её Консультативного комитета и Рабочих групп. Мне важно, чтобы голос бизнес-сообщества, в том числе нашей компании, был услышан и не остался в стороне.

21-32

21-32

 

21-32

Станислав Крупин, магистрант Московского государственного университета по специальности «международные отношения» и специалист-эксперт отдела коммуникативных технологий Департамента протокола и обеспечения (Россия):

 

— На работу в ЕЭК я был принят недавно, поэтому отправился на школу, чтобы больше узнать о ЕАЭС. Мне импонирует формат, в котором проводятся занятия. Есть некое ощущение полного погружения в тему. Мы получили, с одной стороны, довольно разностороннюю информацию, с другой — достаточно узкоспециализированную, потому что об отраслях деятельности ЕЭК нам рассказывали сами руководители департаментов и их заместители. Я могу сказать, что это самое серьезное учебное мероприятие, на котором я когда-либо был. Оно помогает увидеть ЕАЭС ближе, воспринять его как цельную структуру. Вообще мне кажется, что о нем неоправданно мало говорят.

Документ, который мы разработали, пойдет на стол руководителям комиссии, поэтому работа уже прошла не зря. Участники подошли серьезно и ответственно к формулировке проблем союза и их решений. Если бы не было уверенности в первом, то невозможно было бы и второе.

21-35

21-35

 

21-35

Марина Ананикян, главный редактор информационного портала Panarmenіan.net (Армения):

 

— Я в основном занимаюсь политикой. ЕАЭС воспринимается в Армении как один из основных элементов нашей внешней политики, и я интересуюсь этой темой с того момента, как наш президент заявил о присоединении к союзу. Приехала сюда, чтобы больше о нем узнать. Считаю, что уровень информированности о ЕАЭС достаточно низкий. Да, можно найти базовую информацию на официальных сайтах, но этого недостаточно. Поэтому мне захотелось приехать и посмотреть, даже можно сказать «пощупать» интеграционные процессы изнутри, больше узнать о процедурах, проблемах ЕАЭС и увидеть пути их решения.

Вероника Пустовит

pustavit@zviazda.by

г. Москва.

 

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.