Вы здесь

«Дорогу осилит идущий»


Именно так можно охарактеризовать вхождение Кыргызстана в новый альянс.

Около двух лет понадобилось стране, чтобы войти в ЕАЭС. Формально Кыргызстан уже в составе блока, но в реальности еще предстоит немалая работа по «сращиванию». Ведь экономика республики должна будет перестроиться коренным образом. Ни для кого не секрет, все эти годы Кыргызстан жил реэкспортом китайских товаров. Сегодня глупо ожидать, что кто-то придет и все тут построит. С вступлением в союз у Кыргызстана появляется шанс попробовать из страны ввозящей товары превратиться в страну производящую.

21-2

21-2

 

При этом часть населения по-прежнему не информирована в достаточной мере о последствиях вступления страны в ЕАЭС. И нередко именно правительство упрекают в том, что оно не проводит разъяснительной работы и не говорит о конкретных минусах и плюсах такого шага.

Каких льгот добился Кыргызстан?

Говоря о преференциях, в правительстве начинают с поступлений в казну. Самое главное, что Кыргызстан получит свой бюджет в ЕАЭС — это доля при расщеплении сумм таможенных пошлин. У Армении, к примеру, она равна 1,11%, у Казахстана — 7,11%, у Беларуси — 4, 56%. Поэтому эксперты считают, что доля Кыргызстана в 1,9% достаточно серьезная, и если сравнить ее с тем, что государство собирало самостоятельно до вступления в союз, то поступления в госбюджет увеличатся вдвое.

Надо отметить, что Кыргызстану предоставляются серьезные промышленные субсидии для уже существующих предприятий. Речь идет о трех свободных экономических зонах — Бишкек, Нарын, Каракол и 6 предприятий, которые работают в режиме свободных складов «Алтын Ажыдар», «Кока-кола боттлерс», «Илбирс», «Авеньен», «Шелковый путь», «Ренессанс». Этим предприятиям дается право на беспошлинный ввоз сырья из третьих стран. При этом в рамках производственного цикла, с иностранными товарами, которые они везут, должны произойти такие изменения по уровню переработки, что конечная продукция сможет получить статус товара Кыргызской Республики, что в нашем случае будет равняться товару ЕАЭС.

Грубо говоря, ввезут ткани из Китая, из них необходимо будет пошить платья, которые можно будет продавать под маркой «Made іn EAES». Таким образом, текстиль надо переработать так, чтобы цена повысилась на 40%, полимеры, смолы пластмассы — на 50% и т.д.

В течение полутора лет от даты вступления договора в силу на привычных условиях работают наши таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли «Дьюти фри». То есть первые полтора года для них ничего не меняется, только по истечении этого срока они будут переходить на те условия, по которым работают их коллеги в странах союза.

Как отмечают в правительстве, Кыргызстану предоставляются существенные льготы по уплате таможенных пошлин, на товары, которые ввозятся в рамках международных договоров Кыргызстана, подписанных до 1 апреля 2015 года. Речь идет о межправительственных договорах с Китаем и другими странами по инфраструктурным проектам, связанным с модернизацией дорог. Сюда вошли товары и строительные материалы, которые будут завезены в Кыргызстан в рамках таких проектов, как модернизация ТЭЦ Бишкека, строительство линии электропередач Датка-Кемин, строительство дороги Север-Юг из Казармана в Джалал-Абад и из Балыкчи в Арал, реконструкция автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт и Сусамыр и другие.

Более того, за Кыргызстаном как за полноправным членом ЕАЭС закреплено право на получение тарифных льгот и в других подобных случаях в будущем. Такими же льготами пользовалась Россия, когда шло строительство к зимним Олимпийским играм в Сочи. Такие же льготы получила Беларусь, когда вела масштабное строительство к чемпионату мира по хоккею. Точно так же пошли навстречу Казахстану, когда проводились стройки к зимним Азиатским играм в 2011 году. Это вопрос обсуждаемый. Если Кыргызстану что-то необходимо будет завезти, в ЕАЭС этот вопрос можно поднять, и он будет решен с максимальным пониманием.

Чтобы машина не стала роскошью

Все годы независимости в стране активно развивался автомобильный бизнес. Сотни граждан кормили семьи, перепродавая машины, завезенные в страну из-за границы. В связи со вступлением в ЕАЭС многие торговцы, да и простые граждане озаботились тем, насколько возрастет цена на автомобиль и не сильно ли ударит она по карману.

Как поясняют в кабинете министров, до 1 января 2020 года граждане Кыргызстана будут ввозить автомобили по привычным для них ставкам. Однако такое положение дел вызвало опасение казахстанских партнеров: с открытием границ к ним хлынет поток автомобилей, которые закупили наши предприниматели, чтобы потом выгодно перепродать на территории Казахстана, где ставки пошлин выше. Но в итоге был найден выход и из этой ситуации. За автомобили, которые ввезены в Кыргызстан с 1 января 2014 года и которые будут ввозиться до 1 января 2020 года, при перепродаже на территории Беларуси, Армении, Казахстана и России, придется доплачивать разницу в сумме таможенных пошлин ЕАЭС.

Также до 31 декабря 2022 года в Кыргызстан беспошлинно может ввозиться продукция военного назначения для вооруженных сил, аналоги которого не производятся в странах ЕАЭС. А также многие виды гражданских самолетов.

Как отмечают чиновники из Минэкономики, есть перечень изъятий из единого таможенного тарифа. Это значит, что мы будем ввозить ряд продукции не по тем пошлинам, по которым их ввозят в Россию или Казахстан, а по тем, которые нам удобны. Они естественно ниже. Речь идет о 166 товарных линиях, это касается сельскохозяйственной продукции, товаров химической и металлургической промышленности, пластмассы, машин, автомобилей, оборудования, лекарств. До 2020 года мы сможем комфортно и плавно повышать ставки.

Ну и немаловажно, что в течение 5 лет с момента вступления договора в силу Кыргызстан имеет право завозить без пошлин сахар сырец тростниковый в объеме не более 100 тысяч тонн. Это колоссальный объем, который в два или три раза покрывает наши потребности.

А как у них?

Эксперты считают, что в первые же годы повысится товарооборот между Кыргызской Республикой и странами — участницами ЕАЭС. В качестве примера приводят такие цифры — в период с 2009 по 2013 год, когда только заработали интеграционные процессы, товарооборот между Россией, Казахстаном и Беларусью увеличился вдвое. Если в 2009 году он составлял 36,4 миллиарда долларов, то в 2013 — 64,5 миллиарда долларов.

Выросли и перекрестные связи между государствами. Например, товарооборот между Беларусью и Казахстаном вырос в 2,5 раза. Экспорт белорусских товаров в Россию с 2010 года увеличился в 1,6 раза, в Казахстан — в два раза. Кроме того, те народно-хозяйственные связи, которые были у наших стран в период Советского Союза и оборвались, сейчас активно восстанавливаются. Растет количество совместных предприятий на территории ЕАЭС. Создаются даже новые отрасли промышленности. Например, в Казахстане с 2012 года налаживается автомобильное производство. Российский завод «Лада» совместно с западными партнерами построили завод в этой стране и к 2019 году планируют выйти на производство в 200 тысяч автомобилей в год. И речь идет не только о «Ладе-Калина» и «Ладе-Гранд», но и об автомобилях марок «Рено», «Ниссан», которые собирают в Российской Федерации.

Но самое главное — это доступ к рынку с более чем 180-миллионным населением, где уже сейчас гарантируются свободы движений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Кроме того, повышается инвестиционная привлекательность Кыргызстана: с учетом того, что страна получила статус полноправного члена ЕАЭС, любой бизнес становится более предсказуемым для долгосрочных инвестиций. Эксперты также ожидают повышения инвестиций со стороны Казахстана, к примеру, в финансовый сектор, так как у нас функционирует много филиалов казахстанских банков и других финансовых организаций.

Избежать замкнутости

В Кыргызстане продолжаются дискуссии на тему того, как вхождение в ЕАЭС может повлиять на сотрудничество с другими странами. В местной прессе часто звучит мнение, что Кыргызстан не должен замыкаться на тесных отношениях только с членами союза. Однако эксперты считают такие опасения излишними. Они заверяют, что ЕАЭС — не закрытая организация.

Она создается с одной целью — активнее торговать со всеми партнерами и на востоке, и на западе, и на севере, и на юге. Большой интерес к союзу проявляют Вьетнам, государства Латинской Америки, Египет, Израиль, Индия, Азербайджан и Турция. Особое внимание уделено выстраиванию взаимовыгодных и равноправных отношений с большим восточным партнером — Китаем. При таком раскладе есть все основания надеяться, что Кыргызстан не потеряет свою многовекторность.

Замангуль АКУНОВА

г. Бишкек.

Выбор редакции

Общество

Учёба онлайн и офлайн. Как цифровые технологии помогают справиться с вызовами времени?

Учёба онлайн и офлайн. Как цифровые технологии помогают справиться с вызовами времени?

После пандемии коронавируса образование уже никогда не будет прежним.