Вы здесь

Непоказушные уроки


Союзном государстве подвели итоги конкурса на лучший урок истории о Великой Отечественной войне.

Это второй подобный конкурс в рамках Союзного государства. В прошлом году учителя истории соперничали, готовя материалы о Первой мировой. Организаторы заверили, что конкурс станет традиционным, масштабы его возрастут, а темы, объединяющие образовательное пространство стран бывшего Советского Союза, не исчерпаемы.

3-12

 

 

Интеллектуальные инновации

В конкурсе, организованном Постоянным комитетом Союзного государства и международным информационным агентством «Россия сегодня», приняли участие 202 молодых школьных учителя, из них — 82 преподавателя из Беларуси и 120 учителей истории из различных регионов России. Десять финалистов были приглашены на пресс-тур в Москву, где посетили Центральный музей истории Великой Отечественной войны, встретились с руководителем Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Игорем Пермяковым и приняли участие в весьма представительном мультимедийном круглом столе.

3-10

 

Николай Земцов, руководитель регионального патриотического общественного движения «Бессмертный полк — Москва»:

— Мы решили создать инструмент, который позволил бы будущим поколениям историков, писателей, кинематографистов, исследователям любого уровня черпать сведения, касающиеся Великой Отечественной войны. Речь идет о портале, в котором будут храниться собранные истории семей, летописи Великой Отечественной по каждому дню. Этот информационный ресурс позволит разные события рассматривать с точки зрения академической истории и с точки зрения участников этого события.

На последнем не просто состоялась церемония награждения лауреатов и победителей, но и развернулась оживленная дискуссия о статусе школьного учителя, роли и судьбе печатной книги и о проблеме преподавания истории современным школьникам.

— Подобного рода конкурсы очень важны, в первую очередь, для самих преподавателей. Это важно также для развития истории в целом и, конечно, для воспитания молодого поколения, — обратился к участникам круглого стола Государственный секретарь Союзного государства Григорий РАПОТА. — Самая главная цель — познание исторической правды и воздание долга нашим предкам, которые перенесли на плечах всю тяжесть Великой Отечественной войны.

Григорий Рапота затронул тему значимости школьного предмета «история» для формирования интересной и полезной для общества личности. «Понятно, что всегда есть тенденции подчинить историю сиюминутным политическим моментам, но настоящие историки стараются быть объективными, показать событие во всех аспектах. Роль преподавателей — давая как можно более широкий круг знаний о том или ином историческом событии, привить ученикам навык мыслить самостоятельно, — заметил он. — Тогда развивается творческая личность, а творческие личности — это двигатели прогресса любого государства. Поэтому то, чем занимаются наши преподаватели истории, — очень благородное, нужное для общества дело».

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь ПЕТРИШЕНКО привел примеры того, как в Беларуси понимают задачу сохранения исторической памяти, рассказал об уникальных музейных экспозициях, заботливом отношении к памятным местам и о том, что знает каждый белорусский школьник о войне.

— Я рад, что среди победителей конкурса, итоги которого мы сегодня подводим, есть и мои земляки. Мы, белорусы, имеем мир и согласие в нашем доме, они нам дорого достались, это достояние мы ценим и бережем. Исключительно важно, чтобы за мир нам не пришлось опять платить кровью. Историческую память надо беречь для будущих поколений, — сказал дипломат.

Председатель Центрального избирательного комитета Российской Федерации Владимир Чуров принес на круглый стол копию программки первого и последнего послевоенного джазового концерта под руководством гениального Эдди Рознера, в числе организаторов которого был и руководитель БССР Пантелеймон Пономаренко, страстный любитель джаза. Оригинал программки хранится в семейном архиве председателя ЦИК. Владимир Чуров призвал участников конкурса приводить на своих уроках подобные интересные факты, которые наполняют школьный предмет жизнью, эмоциями, многогранностью, делают уроки истории непоказушными.

3-9

 

 

Сергей Ходин, декан исторического факультета Белорусского государственного университета, член жюри конкурса:

— В памяти о войне соприкасаются скорбь и героизм. И говорить надо об обеих составляющих. В последнее время мы склонны больше говорить о боли, но героическое осмысление Победы также необходимо, и об этом очень хорошо сказал в свое время белорусский писатель Василь Быков.

Маститые участники круглого стола неоднократно обращали внимание молодых учителей на то, что в наши дни необходимо подчеркивать общий вклад в Победу всех народов бывшего СССР.

— Война была одна. Она стала нашим общим горем. И Победа — одна, она тоже общая. И когда начинают мериться (кто-то меньше внес вклад в нее, кто-то больше), это, по меньшей мере, некорректно, — сказал Николай НИКИФОРОВ, заместитель начальника Института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

По сути, конкурс задуман как стимул для недавних выпускников педагогических вузов поиска новых подходов в преподавании нашей общей истории, с тем, чтобы заинтересовать в ней детей и убедить их, что в этой истории много как трагичных, так и славных страниц. «Конкурс уроков истории в основе имеет совершенно уникальное явление — интеллектуальные новации и инвестиции в человека. Конечная цель — достойный гражданин Отечества», — высказал эту мысль Николай Никифоров.

Статус учителя

Победителем конкурса стал Константин Диянов из районного центра Нововаршавка Омской области (Россия). Диплом второй степени был вручен 21-летнему учителю истории Никите Биленко из Тулы (Россия), а третье место заняла белоруска Дина Томашевич из Верхнедвинска Витебской области.

Говоря о критериях оценки представленных работ, член жюри Сергей Карпов, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, пояснял: «Задача этого конкурса — привлечение новых источников и новых умов для правильной интерпретации выверенной информации. Критерии одни: аналитика, точность и любовь к ученикам».

Сами учителя откровенно признались, что участвовать в конкурсе их, как правило, просила школьная администрация. Причем время подготовки к состязанию совпало с окончанием учебного года, что еще более усложнило работу. Однако внимание к финалистам прессы двух стран, профессиональных историков, видных государственных и общественных деятелей, ученого сообщества стало для молодых педагогов вознаграждением, превышающим их ожидания.

Участие в этом конкурсе и внимание к нему СМИ — огромный стимул для нас заниматься своей работой, заражать энергией и делиться опытом с другими преподавателями, стимул для молодых идти в школу, — сказал Константин Диянов.

Кстати сказать, организаторы конкурса жаловались на то, что именно ограничение участников по возрасту стало одной из проблем проведения состязания. В ряде российских регионов вообще не нашлось учителей-историков моложе 28 лет (такова была «возрастная планка»). По этой же причине «за бортом» оказались профессиональные и военные училища. Недаром вопрос о статусе учителя стал одним из самых обсуждаемых на круглом столе, посвященном итогам конкурса.

3-11

 

 

Юрий Вяземский, писатель, ведущий программы «Умники и умницы»:

— Мы три года назад с семью губернаторами и руководителями автономных республик создали интеллектуальное движение, которое назвали «Умники и умницы», где отбор проходит на уровне регионов. Цель — обратить внимание властей на своих талантливых детей. Сейчас это движение насчитывает 20 членов, осенью присоединяется Чукотка. И мне одиноко без Беларуси. Поэтому я призываю эту замечательную страну присоединиться и начать отбор. Обещаю, что обязательно приеду в Минск на финал.

Когда Александр Коваленя, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, неосторожно заметил, что зарплата для молодых учителей неважна, международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня» в Москве и связанная с ним видеомостом студия в Национальном пресс-центре Беларуси взорвались громкими возражениями и смехом. Впрочем, участники мероприятия вскоре согласились, что материальная сторона учительского дела хоть и важна, но ее недостаточно, и, пожалуй, для наставника она — не на первом месте. Главное — отношение к школьному учителю, внимание со стороны общества, а также публичное и государственное признание его заслуг.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Сельское хозяйство

Технологии против погодных аномалий

Технологии против погодных аномалий

Ученый — о предстоящей посевной компании.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.