Вы здесь

Вступление Казахстана в ВТО может повлиять на снижение ввозных пошлин


На минувшей неделе Казахстан официально присоединился к Всемирной торговой организации: в Женеве Нурсултан Назарбаев, Президент этой страны, и Роберту Азеведу, гендиректор ВТО, подписали протокол о присоединении Казахстана к данной организации. Это событие повлекло за собой десятки предположений и прогнозов: насколько повлияет членство в ВТО на цены в Казахстане и как присоединение страны к организации, ассоциируемой с глобальным рынком, повлияет на коллег по Евразийскому союзу.

3-15

3-15

 

Звучат в том числе и прогнозы, что это — «начало конца» ЕАЭС. Мол, отличие ВТО и Евразийского экономического союза настолько велики, при этом первый настолько благотворно повлияет на экономику Казахстана, что нечего и гадать — через лет пять ЕАЭС никто уже и не вспомнит. Эту немного фантастическую версию (ведь во многом Евразийский союз был идеей именно Нурсултана Назарбаева) аргументируют не чем иным, как резким снижением цен в стране на продукты питания и автомобили после приема Казахстана в ВТО. Как это ни удивительно, многие обыватели там решили с покупкой автомобиля повременить: вдруг к концу года чудо все же произойдет!

Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО велись почти 20 лет и завершились 10 июня, 27 июля состоялось подписание протокола о присоединении. Следующим шагом должна стать ратификация документа в Казахстане. Как ожидается, она будет завершена до конца октября. Решение о приеме страны в ВТО вступит в силу автоматически через месяц после того, как организация получит уведомление о ратификации. Таким образом, все формальности будут завершены к новому году и Казахстан станет 162-м членом ВТО.

Напомним, Россия вступила в ВТО в 2012 году, став 156-м членом объединения. Тогда тоже было много ожиданий. Однако по российским договоренностям снижение пошлины на авто произошло не одномоментно, процесс растянулся на 7 лет. Сначала снизили лишь с 30% до 25. Однако простые покупатели так и не смогли сэкономить: были введены новые статьи расходов для водителей, а также обязательный утилизационный сбор. Он не только нивелировал снижение пошлины на 5%, но и в ряде случаев увеличил стоимость автомобилей, поставляемых в страну. То есть после вступления в ВТО цены на авто так и не упали.

Как это ни удивительно, многие обыватели в Казахстане решили с покупкой автомобиля повременить: вдруг к концу года чудо все же произойдет!

В то же время нельзя сказать, что от вступления Казахстана в ВТО людям совсем уж не на что рассчитывать, пусть даже снижение цен на продукты питания будет незначительным. Пример этому — Кыргызстан, а он один из первых на постсоветском пространстве присоединился к ВТО. Именно налоги с экспортных компаний являются основой бюджета этого государства, а значит, основой социальных программ. По оценке экспертов, вступление Казахстана в ВТО — это отличная возможность трансформироваться из регионального лидера в крупнейшего участника глобального экономического процесса.

Что же касается пессимистических прогнозов, что тесное сотрудничество Казахстана с ВТО станет началом конца ЕАЭС, то они, мягко говоря, не обоснованы. Сегодня практически каждое государство в мире входит в несколько экономических альянсов. Евразийский экономический союз является объединением региональным, ВТО — глобальным, уже по этой причине их соперничество будет также неразумно, как и соперничество борцов разной весовой категории. Здесь разумнее говорить о взаимодействии, ведь, как выразился президент торговой Ассоциации Кыргызстана Сергей Пономарев, «ЕАЭС и ВТО — это не диаметральные противоположности, это одно и то же, такая матрешка, когда есть внутренний рынок, рынок ЕАЭС и глобальный рынок».

В то же время присоединение Казахстана к ВТО влечет за собой определенные проблемы для его коллег по ЕАЭС. Главная из них — ввозные пошлины: тарифы в Евразийском объединении выше, чем те, что Казахстан согласовал с другими членами ВТО. Средняя ставка после присоединения составит 6,5% против 10,4% в Евразийском экономическом союзе. Расхождения есть более чем по 3000 позиций, это примерно треть всей номенклатуры. В связи со сложившейся ситуацией возникают риски реэкспорта, что признает и сам Казахстан: импортеры будут стремиться ввезти товары в Казахстан по более низкой ставке, а затем продать в других странах ЕАЭС. При этом тарифы на некоторые товары могут различаться вдвое — так, к примеру, обстоят дела с ввозными пошлинами на металлические трубы.

Чтобы не допустить льготного ввоза товаров третьих стран на территорию ЕАЭС, планируется принятие совместных мер, в частности Казахстан должен будет административно запретить реэкспорт. Однако пока непонятно, как это сделать, если таможенная граница отсутствует.

В то же время есть и иной выход: другие участники Евразийского экономического союза могут снизить пошлины у себя до уровня Казахстана. Аргументируется это полезностью для экономик и наличием возможности договориться о компенсациях такого снижения в виде дополнительных преференций от других партнеров. По этому пути, скорее всего, и пойдут страны объединения, ведь ЕАЭС сам стремится к либерализации режима внешней торговли.

Таким образом, вступление Казахстана в ВТО не несет существенной угрозы для ЕАЭС.

Для справки:

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organіzatіon) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, ею в юридическом смысле. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Правила ВТО пре-дусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО — имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции (т.е. продукции с большим количеством циклов изготовления — это авто,самолеты, компьютеры, средства связи и т.д.) из развивающихся стран серьезно ограничен.

Среди принципов Всемирной торговой организации наиболее существенны следующие:

1) равные права — все члены ВТО обязаны предоставлять другим участникам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле;

2) взаимность — все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;

3) прозрачность — члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО;

4) защитные клапаны — в некоторых случаях правительство может вводить торговые ограничения; соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Надежда ЮШКЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?