Вы здесь

Доступ на рынок упрощен


Чем можно заинтересовать жителей Поднебесной?

В конце мая Китай неожиданно объявил о снижении ввозных пошлин на некоторые виды одежды, обуви, косметики, средств гигиены. Правительство страны решило ослабить ограничения, которые раньше стояли на пути импортных товаров. Параллельно запланировано упрощение процедуры регистрации в Китайской Народной Республике зарубежных компаний.

Китайское мо­ро­же­ное напоминает, ско­рее, за­мо­ро­жен­ный де­серт.

Китайское мо­ро­же­ное напоминает, ско­рее, за­мо­ро­жен­ный де­серт.

 

 

Смена экономической политики

На вышеперечисленную продукцию пошлины снижены практически вдвое. Так, на ввоз костюмов таможенные пошлины уменьшились с 14—23 до 7—10%, на ввоз спортивной обуви — с 22—24 до 12%, на ввоз косметики — с 5—7,5 до 2%. Это, кстати, не первый случай ослабления тарифных ограничений: в течение последних лет Китай также уменьшал тарифы на ввоз средств по уходу за кожей, детского питания, кухонных принадлежностей, посуды, очков.

Экономическая политика Китая меняется. Теперь, как прогнозируют аналитики, на смену эпохе «Сделано в Китае» грядет эпоха «Сделано для Китая». В правительстве страны уверены: вышеперечисленные меры станут важным шагом в стабилизации темпов экономического роста. Последний теперь, согласно прогнозам функционеров Поднебесной, будет зависеть от создания благоприятных условий для импорта, наращивания внутреннего потребления, а также перестройки промышленной системы в соответствии с новыми экономическими вызовами.

Экономика страны постепенно приобретает ярко выраженный потребительский характер. У большинства из нас Китай в бытовом плане ассоциируется с огромным количеством продукции легкой промышленности, наводнившей торговые центры, супермаркеты, рынки. Теперь же Китай сам заинтересован в увеличении импорта и наращивании именно внутреннего потребления. Это открывает заманчивые перспективы для соседних с Поднебесной стран: китайские инвесторы выходят на их рынки не только для того, чтобы расширить свое международное присутствие, получить доступ к ресурсам, но и для того, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Это представляется перспективным и для стран Евразийского экономического союза, в том числе и для Беларуси, у которой с Китаем налажены тесные деловые контакты в различных сферах.

Свидетельством, что Поднебесная действительно пытается изменить свою экономическую модель, является то, что страна практически исчерпала для себя все возможности по наращиванию экспорта. Теперь, чтобы сохранить темпы экономического роста, необходимо увеличивать внутреннее потребление и кредитование. Соответственно, снижение таможенных пошлин пойдет Китаю на пользу.

Какие же слои общества в Поднебесной нацелены на приобретение импортной продукции? Ведь, как известно, долгие годы Китай придерживался и всячески пропагандировал внутри страны концепцию «китайцы должны покупать китайское». Аналитики отмечают, что спрос может расти прежде всего со стороны среднего класса. Он предъявляет к качеству одежды и аксессуаров достаточно высокие требования и предпочитает китайским европейские, японские, американские бренды. По некоторым данным, на китайских потребителей приходится до 25% мировых продаж «товаров для богатых».

18-19

 

 

Что идет «на ура»?

Известно, что выстраивать бизнес в Китае достаточно сложно, особенно людям с иным менталитетом, не только из-за специфических законов, но и из-за непредсказуемых, с европейской точки зрения, предпочтений жителей. Тем не менее 5 российских продуктов нашли своих потребителей в Поднебесной. А значит, и нашим белорусским предприятиям следует попытаться.

Итак, что же понравилось китайцам? Во-первых, антивирус Касперского. Казалось бы, китайцы у всего мира ассоциируются с техническими гениями и изобретателями, а значит, и местных поставщиков софта там должно быть более, чем нужно. Тем не менее внимание китайской аудитории удалось завоевать благодаря рекламному ролику с участием Джеки Чана.

Во-вторых, мультсериал «Смешарики» (в китайском варианте «Кай-Син-Чиу» — «Веселые шарики») очень понравился китайской ребятне. Правда, менять, помимо названия, пришлось и сюжеты, и даже имена героев: российский подтекст в Китае не понимали.

В-третьих, по вкусу китайцам пришлось и пиво «Балтика». Китай еще с начала 2000-х является одним из мировых лидеров по потреблению пива. Местный вариант напитка достаточно дешев, но «Балтика» нашла своего потребителя за счет правильного позиционирования. Теперь ей отдают предпочтение менеджеры с достатком выше среднего по стране. Компания продает в Поднебесной ежегодно миллионы литров пива.

В-четвертых, любят китайцы и мороженое, правда, там оно существенно отличается от нашего и напоминает больше замороженные десерты и соки. Традиционное мороженое им тоже пришлось по вкусу, и «Владивостокская фабрика мороженого» постепенно пробивается на рынок Поднебесной.

Наконец, в-пятых, фильм «Сталинград» в Китае стал самым успешным неамериканским иностранным фильмом в истории китайского проката, собрав там более 12 млн долларов.

Наши северо-западные соседи — литовцы — тоже стремятся выйти на китайский рынок. Пока китайские эксперты только проверяют молокоперерабатывающие заводы этой страны, однако владельцы этих предприятий уже занялись подсчетом бонусов, которые может дать им сотрудничество с Китаем. В Поднебесную из Литвы собираются поставлять мороженое, сухое молоко и ферментные сыры.

А как же мы?

На этом фоне Беларуси как-то обидно оставаться в стороне. Качество и разнообразие молочной продукции — один из брендов страны. В то же время язык не поворачивается сказать, что Китай для нас — «новый партнер». Это как раз партнер давний, проверенный. Правда, пока что торговле с ним присуще отрицательное для нашей страны сальдо. В прошлом году товарооборот Беларуси и материкового Китая составил свыше 3 млрд долларов, объем белорусского экспорта составил чуть больше 640 млн, импорта — свыше 2 270 млн. Пока что в основном мы продаем туда калийные удобрения, лен, программное обеспечение, интегральные схемы, устройства на жидких кристаллах, лазеры, кожу, контрольно-измерительные приборы. Продукты легкой промышленности слабо представлены в основных статьях экспорта. Исправить это с учетом текущего положения дел — самое время.

Факты

* Практически у каждого китайца есть средство передвижения, если не хватает денег на машину, то это или велосипед, или мопед. Китай иногда в шутку называют «Страной велосипедов».

* Китайцам нравится шоколад из стран СНГ, то есть такой, который похож на шоколад, производившийся в Советском Союзе. С осени этого года в Китае начнут продаваться кондитерские изделия российских брендов «Аленка», «Коровка», «Вдохновение». А ведь и белорусский шоколад мог бы тоже продаваться в Китае!

* Сегодня Китай — самый крупный рынок мобильной связи. Уже в начале 2000-х, когда в нашем регионе сотовые считались роскошью, в Китае насчитывалось 180 миллионов пользователей мобильной сети.

* Интернет в КНР появился в 1994 году. На конец 2011 года в Китае было более 513 миллионов пользователей, что больше, чем в любой другой стране.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Жизнь в «эпоху потребления» — серьезное испытание для человека.

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.