Даже спустя почти три десятилетия после аварии на Чернобыльской АЭС вопросы радиационной безопасности продолжают занимать не самое последнее место в нашей жизни. В течение двух дней на базе Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках (Могилевская область) депутаты, ученые, управленцы, сотрудники МЧС, аграрники и другие специалисты в области «чернобыльских» проблем из Беларуси и России обсуждали тот опыт, который был накоплен за годы после аварии. О том, что следует учесть в дальнейшем и принять во внимание при составлении 5-й союзной программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, говорят участники семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России:
17-13
Сергей Владимирович Дударенко, профессор, заведующий отделом терапии и интегративной медицины Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени Никифорова из Санкт-Петербурга.
— Люди, проживающие на загрязненных территориях, а также ликвидаторы аварии на ЧАЭС и все те, кто вынужден был сменить место жительства в связи с этой бедой, должны знать, как радиация отразилась на их здоровьи. Огромные усилия предприняты нашими странами, чтобы преодолеть эту беду. Что необходимо сделать в будущем? Прежде всего, на основе того, что уже было предпринято, разработать единые стандарты по ежегодному диспансерному обследованию и проведению скрининговых исследований для выявления онкопатологии, заболеваний сердечно-сосудистой системы, других заболеваний, которые сейчас являются определяющими у жителей, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Мы должны собрать в ближайшее время комитет экспертов и разработать рекомендации Минздраву, правительству и так далее. Надо продолжать заниматься лечением населения с помощью высокотехнологичных методов, которые позволяют буквально за 2-3 дня вернуть человеку здоровье. В моем подразделении разработаны методы онкологического скрининга, которые в 80% случаев позволяют на самых ранних этапах, когда не требуется большой хирургии, обнаружить опухоль и прооперировать человека. В течение 40 минут мы кардинально меняем пациенту качество жизни, продлеваем его жизнь на десятилетия. Это надо внедрять в повседневную деятельность. Надо учить врачей, которые работают в чернобыльской зоне в России и Беларуси, организовать для них курсы повышения квалификации. Мы готовы наш огромный фундаментальный опыт переносить на практическую деятельность.
Бывая за границей, я убедился, что никто — ни в Европе, ни в Америке — не знает последствий от радиационных аварий и катастроф. У нас же накоплен огромный научный потенциал. Здоровьем населения надо заниматься лучше, глубже и больше. Особенно тех людей, которые проживают на загрязненных территориях. Жить там без опасности для здоровья можно только при соблюдении определенных рекомендаций по образу жизни, характеру питания.
17-17
Сергей Головатый, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Международного государственного экологического университета имени Сахарова:
— Необходимо создание глобального информационного ресурса, где была бы систематизирована информация по чернобыльской тематике, начиная от сведений о пострадавших регионах, наработанных правилах проживания, получения сельскохозяйственной продукции до предложений по реабилитации. Все, что сделано за эти почти 30 послечернобыльских лет, нужно положить в четкую компьютерную программу. Чтобы каждый мог зайти на определенный сайт и найти все те ответы, которые сегодня известны науке. Сегодня многие, особенно молодежь, не читают книг, пользуются исключительно интернетом, и такая программа могла бы своевременно информировать население. Полезную информацию можно найти в сети и сегодня, но она вся разрознена. Необходимо все собрать в одно место. Это застрахует нас от многих ошибок и позволит вооружить население необходимыми знаниями. Ведь бывает так: раз земли ввели в севооборот, люди решают, что вся территория автоматически реабилитирована. Но это не так. Потому что всякая экосистема имеет свою историю, свое развитие, свои экозаконы. Населению нужно разъяснять, что лес — это одно, а земли — другое. Процесс реабилитации — это тоже ведь относительный процесс. Может быть, например, реабилитация только для каких-то избранных культур, но не для полного круга сельскохозяйственного производства.
17-14
Игорь Семененя, начальник отдела научного обеспечения и международного сотрудничества департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси:
— Беларуси и России стоит разработать единые подходы к определению перечня заболеваний, возникновение которых связано с катастрофой на ЧАЭС. В Беларуси существует 2 перечня — по заболеваниям, вызванным непосредственно радиационным воздействием, и по заболеваниям, которые могут быть связаны с катастрофой на ЧАЭС. В России такой перечень один. Белорусские перечни включают в общей сложности 17 форм и 2 группы заболеваний, а в российский включены 150 форм заболеваний, в том числе все онкологические. В Беларуси разработаны новые подходы к составлению этих перечней, которые вызвали интерес у российских коллег. Поэтому выделение такого мероприятия в рамках будущей Союзной программы вполне обосновано и может поспособствовать эффективному решению задач социального и медицинского обеспечения пострадавших граждан Беларуси и России.
Подготовила Нелли ЗИГУЛЯ
zigulya@zviazda.by
Фото автора
Уметь проводить свободное время интересно и с пользой — своего рода талант.
Зарядные станции для электромобилей, дистанционный заказ еды, зоны отдыха.
Слова президента на церемонии инаугурации, как и самое знаковое для государства событие, нашли отклик в сердцах всех истинных патриотов страны