Возвращение Ирана в большую политику в регионе, где буквально все бурлит и количество вооруженных конфликтов только увеличивается, не может пройти незамеченным для экспертов и аналитиков, которые пытаются сформулировать и зафиксировать причинно-следственную закономерность всего того, что творится на Большом Ближнем Востоке. С другой стороны, официальный Тегеран, который был достаточно долгое время отрезан от любых возможных экономических контактов с Европой в первую очередь, и с цивилизованным миром вообще, сейчас, после того как процесс снятия санкций стал реальностью, стремится прежде всего именно к восстановлению экономических связей. Ситуацию для «СЕ» комментирует политический обозреватель радио «Спутник-Армения» Арман ВАНЕСКЕГЯН.
1-1
— С точки зрения аспекта политического этот процесс достаточно трудоемкий. И дело не только в том, что за прошедшие десятилетия санкций Иран потерял практически все наработанные связи с давними партнерами, а на освободившуюся роль одного из региональных экономических лидеров сразу же нацелилось множество конкурентов. Сам регион в последние годы сильно изменился, и далеко не в лучшую сторону. Одно лишь перечисление воюющих стран, граничащих с Ираном, способно сказать больше, чем любая экономическая аналитика.
Ирак, Саудовская Аравия, например, воюющие с террористическим квази типа ИГИЛ... Или Афганистан, где уютно расположилась группировка «Аль-Каида»... Турция, в юго-восточных областях которой развернулась настоящая гражданская война с курдскими сепаратистами. Вспомним, в самом начале обострения ситуации в районах, населенных курдами, в первую очередь под удар попали именно иранские грузовики, перевозящие коммерческие грузы...
Аспект экономический (сугубо армянский)
Вот и получается, что в плане надежного пути иранцев в Европу остается... Армения, экономические взаимоотношения с которой с самого начала девяностых складывались взаимовыгодные и вполне дружеские. Тем более что сама Армения на экономические взаимоотношения с Ираном возлагает серьезные надежды. Ведь изначально оказавшись в сложной геополитической ситуации, официальный Ереван все эти годы буквально выживал лишь за счет небольших участков границ с Грузией и Ираном.
А сейчас, когда официальному Тегерану предстоит строить свои внешние экономические связи с нуля, то взаимоотношения, скажем, в области логистики (транспортного выхода в «большой мир»), будь то железнодорожные или автотранспортные сообщения, могут стать весьма выгодными как для Армении, так и для Ирана. Тем более что официальный Тегеран в буквальном смысле этого слова «с ходу в карьер» стал налаживать экономические взаимоотношения с Евразийским экономическим союзом, полноправным членом которого и является Армения.
Логистика
— Иран получает возможность достаточно быстро восстановить свои, пошатнувшиеся из-за санкций, экономические позиции в регионе. С одной стороны, воспользовавшись транспортным каналом через Армению на Грузию и дальше, через Черное море — в Европу. А с другой — иметь надежную транспортную связь с членами ЕАЭС — Россией, например, или Казахстаном, через ту же Армению и Грузию. Правда, в этом плане предстоит еще разобраться с бездействующей железной дорогой, связывающей Армению с Россией. Однако тенденции в регионе таковы, что в ближайшие год-два в этом вопросе тоже могут случиться определенные подвижки. Армения в этом случае также остается в выигрыше.
Речь идет о том, что вся логистика Ирана в сторону Запада будет функционировать именно через армянскую территорию. О строительстве железной дороги Иран — Армения в последнее время говорят много. Заинтересована в этом проекте не только Армения, но и сам Иран, который уже воочию видит железнодорожный выход из региона Персидского залива на Черное море. И что не менее существенно, проявляет заинтересованность и в создании сухопутного коридора между Востоком и Западом: он активно поддерживает идею восстановления так называемого нового Шелкового пути, и Армения в этом проекте занимает далеко не последнее место.
Эксперты и аналитики утверждают, что вопросы о строительстве железной дороги Иран — Армения и автокоридора Север — Юг уже решены. Что касается финансирования проекта, то программа строительства железнодорожного сообщения Иран — Армения оценивается ориентировочно в 3 с половиной миллиарда долларов. И судя по ряду данных, где-то около 60 процентов от этой суммы в качестве кредита тот же Китай может взять на себя.
1-14
Зона свободной торговли
Однако следует отметить также, что взаимоотношения Армении с Ираном только логистикой не ограничиваются. Более того, большинство экспертов утверждают, что для Ирана кооперация с Евразийским экономическим союзом в определенном смысле более важна. Да и для самого Еревана данное направление может оказаться особенно актуальным. В настоящее время Иран и ЕАЭС ведут переговоры по созданию зоны свободной торговли. На этом, кстати, следует остановиться подробнее.
Руководство соответствующих структур в системе ЕАЭС при выстраивании торговых взаимоотношений с Ираном исходит из того, что из стран Евразийского экономического союза именно Армения имеет сухопутную границу с Ираном и богатый опыт налаживания торговых отношений с этой страной. И если сторонам удастся договориться о льготных таможенных пошлинах, как получилось, например, в случае с Вьетнамом, то Иран окажется в достаточно привилегированном положении.
Что же касается Армении, то она станет своеобразным торговым хабом на перекрестке дорог Север — Юг и Запад — Восток. Не сегодня завтра, конечно, однако именно в обозримом будущем проект обязательно реализуется, поскольку это один из тех редких случаев, когда сама идея одинаково выгодна всем участвующим сторонам.
«Портал» в Иран
Более того, не следует забывать, что в последнее время в Армении уже достаточно активно работают западные фирмы, которые пытаются возобновить бывшие коммерческие связи с Ираном. Именно для них Армения является идеальным вариантом, скажем так, своеобразным «порталом» в Иран. Дело в том, что Армения дает больше возможностей для организации бизнеса, нежели это может предоставить мусульманский Иран с его шариатским судом, исламским банкингом и прочими подобными «прелестями», непривычными для западного бизнеса.
И в этом плане можно предположить, что именно здесь, в Армении, нужно будет скоординировать процесс таким образом, чтобы в работе свободной зоны ЕАЭС были бы задействованы и европейские, и американские компании. Задача, конечно, достаточно сложная, однако это именно тот случай, когда результат, как говорится, может превзойти все ожидания.
Для смуглого, с нетипичной для Беларуси внешностью тракториста-машиниста КУСХП «Великодолецкое» Ушачского района Ро Вутха наша страна давно
Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.
Проект чрезвычайно важен социально, но не только...