Вы здесь

От Атлантики до Тихого океана


Ожидать ли сближения ЕС и ЕАЭС?

Идея создать Большую Европу от Лиссабона до Владивостока, высказанная несколько лет назад, все еще актуальна. Тем больший интерес к ней — «интеграции интеграций» — возник после создания Евразийского экономического союза. Но если оценить объективно, насколько вероятно сближение Европейского союза с ЕАЭС? Об этом на второй конференции «Евразийский вызов» рассуждал Николай МЕЖЕВИЧ, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук:

[caption id="attachment_113484" align="alignnone" width="600"]8-22

8-22

 Фото с сайта www.rubaltic.ru[/caption]

 

Нам с Европой по пути?

— Прежде всего, нужно определиться, кому евразийский вызов направлен. Он возник вынужденно в связи с тем, что та относительно стабильная конструкция в мировой экономике и политике, которая была создана после Второй мировой войны, устраивала почти всех, но сегодня — почти никого. Даже тех, кто эту конструкцию создавал. И новые формы трансатлантического, тихоокеанского партнерства — это попытка выйти за рамки экономических институтов, созданных вокруг ООН, поскольку они уже не устраивают их создателей. Это прямой вызов Евразийскому экономическому союзу. Вопрос в том, какую форму интеграции мы выберем и насколько эффективна она будет.

Нужно признать, что проблемы в евразийской интеграции есть. И их нельзя рассматривать вне контекста ошибок в опыте мировой интеграции. Поддержка объединения государств с другими странами снижается не только у нас, но и у наших соседей — Европейского союза. Потому что сейчас он надорвался и практически превратился в квазигосударство при одновременном увеличении количества участников и расхождении их по уровню экономического и социального развития, по ценностям. Все эти проблемы — указание нам, что они уже появились или еще могут появиться в ЕАЭС.

Можем ли мы сегодня работать эффективно в направлении «интеграции интеграций»? С одной стороны, очень хотелось бы. Об этом говорят президенты трех ведущих государств, создавших Евразийский экономический союз: Беларуси, Казахстана, Российской Федерации. Но все трое подчеркивают, что это не самоцель. Что интеграция с Европейским союзом — предложение, которое можно принять или, что вероятнее, от которого откажутся. И в этих условиях нужно думать, как будет развиваться евразийская интеграция в обоих случаях.

К нашему счастью, ныне изменилась география мировой экономики и политики. Китай стал определяющим фактором международной жизни. В этом смысле Новый шелковый путь, который является проектом не транспортным, а, скорее, глобальной интеграции, — это одновременно шанс и для Евразийского, и для Европейского союза. Поскольку психологически и политически Брюсселю трудно объединяться с Москвой, Минском и Астаной, а с Пекином и затем с уже упомянутыми столицами — возможно и менее болезненно. К сожалению, альтернатива такой интеграции очевидна: превращение Европы в периферию американской цивилизации.

Роль Беларуси

— Историческое, географическое, политическое положение Республики Беларусь таково, что она может являться площадкой сотрудничества для всех участников Севера, Запада, Юга и Востока. Уж для кого на этой планете вопрос интеграции актуален, так это для наших белорусских соседей. Однако моя экспертная позиция заключается в том, что евразийская интеграция со всеми ее пока имеющимися проблемами, некоторыми сбоями, техническими регламентами, фитосанитарным контролем является для Беларуси более оптимальной, чем движение в сторону Европейского союза. Ибо его принцип прост — доминантная интеграция. Проще говоря, «я начальник — ты дурак» с руководством в Брюсселе. Поэтому в Европейском союзе редко кому из стран-участниц удается играть значимую роль. Кроме Германии. Да и ее за это ругают.

Ситуационное сотрудничество Минска с Варшавой, Берлином, Брюсселем может быть, и им обязательно нужно пользоваться, но стратегически Беларусь обречена — в хорошем смысле этого слова — на сотрудничество с Востоком. Мы получили страшный опыт неадекватности экономических возможностей политическим устремлениям на примере Украины. Сейчас общей для президентов Беларуси, Казахстана и России является задача не допустить повторения украинского сценария. Поэтому тут мы говорим о евразийской интеграции как оптимальной форме сотрудничества государств в средне- и долгосрочной перспективе. К тому же к взаимодействию подключается Китай в качестве дополнительного интегратора: например, в Беларуси уже действует проект «Большой камень».

Я понимаю сомнения: а не будет ли интеграция маршрутом утраты политической независимости? Но идея покушения на суверенность Республики Беларусь никогда в России не будет популярной. Ее поддерживают несколько десятков обособленных российских экспертов. Но ведь это не весь народ федерации. Факт состоятельности, эффективности и государственности Беларуси для всех россиян очевиден.

Вероника ПУСТОВИТ

pustavit@zviazda.by

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.