Вы здесь

Восток — дело халяльное


Сегодня диверсификация экспорта белорусской продукции — задача номер один. Традиционно основным рынком сбыта для Беларуси была и остается Россия, на которую приходится больше половины отечественных поставок. Но в федерации сейчас активно внедряется политика импортозамещения, а значит, потребность в наших товарах постепенно сокращается. Поэтому предприятиям приходится обратить взор и на другие, более емкие и пока не до конца освоенные рынки, чаще всего восточные и «дальней дуги». Среди их населения большая часть — мусульмане, которые по своей вере избирательны в пище.


Для того, чтобы те, кто исповедует ислам, были уверены в качестве дозволенной для них продукции, которая называется халяльной, во многих государствах создаются специальные центры сертификации. А недавно был создан и евразийский. Мы расспросили директора центра стандартизации и сертификации «Халяль» Рустама ХАСЕНЕВИЧА о том, насколько халяльная продукция пользуется спросом в нашей стране и за ее пределами, зачем странам ЕАЭС было создавать свой «халяльный» союз и почему все больше белорусских предприятий обращается в центр за сертификатом.

— Расскажите, пожалуйста, что можно отнести к халяльной продукции?

— Продукция халяль — это пища, дозволенная для употребления мусульманам. Есть продукты, которые тем, кто исповедует ислам, запрещено употреблять, и есть разрешенные. Запрещенные — это свинина, алкоголь и продукты, производные от этих двух. Особое отношение к мясным продуктам. Животное должно быть убито по канонам ислама. Забой производит мусульманин, вычитывая особую молитву, обращенную к Аллаху. Это основное требование. Еще один немаловажный фактор — продукция должна быть без перекрестного соприкосновения со свининой и другими продуктами, без примесей, т.е. безопасная и не должна вредить здоровью. Кроме того, мусульманам запрещено употреблять в пищу мясо хищников. Например, медведя или собаки.

— Почему было решено разрабатывать стандарт?

— Первой стандарт «Халяль» начала разрабатывать Малайзия. Сейчас там существует крайне подробный свод правил по продукции для мусульман и даже специальное министерство. Его специалисты изучают так называемые Е-добавки и составляют списки разрешенных и запрещенных. На данный момент похожие стандарты есть и в Турции, России, Казахстане. Мы в Беларуси, дабы поддержать традиции наших местных мусульман и в связи с увеличением спроса со стороны отечественных предприятий, организовали сертификацию «Халяль». Это было поручено сделать мне муфтием Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Абу-Бекиром Шабановичем. Совместно с Белорусским государственным институтом метрологии мы разработали стандарт. За основу брали малазийские наработки, а также индонезийские, кувейтские, турецкие и адаптировали их к белорусским требованиям для предприятий.

Для того, чтобы составить стандарт, я ездил в Малайзию, Россию, Казахстан, обучался и получал консультации. Россия и Казахстан давно занимаются сертификацией, более 12 лет, а мы начали работу только в 2012 году. В тот же год мы подписали в Казахстане соглашение о взаимном признании результатов сертификации предприятий. Так принято, что все сертифицирующие органы объединяются в союзы. Мы создали евразийский союз по стандартизации и сертификации «Халяль», в который входят три страны-учредителя: Беларусь, Казахстан, Россия. На данный момент к нам присоединился еще и Кыргызстан, и также с другими странами ведутся переговоры. Это и Таджикистан, и Литва.

— Создание евразийского союза было по стандартизации и сертификации «Халяль» оправдано?

— Безусловно. Сейчас (особенно это распространено в России и порой встречается в Казахстане) предприниматели организовывают новое производство и на упаковке продуктов пишут, что товар халяльный, хотя на самом деле официальной сертификации продукт не проходил. В итоге появляется большая путаница: какому знаку доверять? Поэтому было решено объединиться. Мы согласовали все наши стандарты и создали единый евразийский. И еще один немаловажный момент — наладили между собой связь. Если на российском рынке вдруг появится новый белорусский производитель со знаком «Халяль», к нам обращаются с соответствующей заявкой, и мы отвечаем, что действительно сертификат был выдан, и именно эта партия прошла контроль. При этом мы можем послать такой же запрос.

— Сертификация на стандарт «Халяль» сегодня пользуется популярностью в Беларуси?

— Сейчас многие отечественные предприятия хотят торговать на восточных рынках, где среди населения преобладают мусульмане. Естественно, что появляются новые требования: чтобы пища, которая заходит на этот рынок, соответствовала стандарту «Халяль».

Среди белорусских уже есть сертифицированные организации. Это, прежде всего, кондитерская фабрика «Коммунарка». А также предприятие по производству косметических препаратов «Эксклюзивкосметик», которое поставляет продукцию в страны СНГ, в том числе и в Узбекистан, Чеченскую Республику, и им тоже необходимо подтверждение, что в косметике нет даже малой доли алкоголя или животных жиров. У производителей молочной продукции тоже есть большой интерес к сертификации. Это связано с поставками сухого молока в восточные страны. Недавно в Беларусь приезжали индонезийцы и были приятно удивлены уровнем нашего молочного производства. Говорили о возможных контрактах. Однако и им для организации поставок необходимо подтверждение — сертификат «Халяль».

— Сколько на данный момент сертифицировано предприятий?

— Восемь молочных, агрокомбинат «Дзержинский», «Коммунарка». Есть заявки на другие птицефабрики. И надеемся, что в ближайшем будущем Гродненский мясокомбинат получит сертификат. Интерес растет. В перспективе мы планируем совместно с БелГИМом провести семинары, на которых расскажем руководителям предприятий о возможности сертификации. При слове «халяль» у них часто возникает ассоциация с чем-то тяжелым, неподъемным. А для молочных предприятий требование чаще всего одно — усиленный контроль за чистотой оборудования. Производя 1,4% мировых объемов молока, в экспорте молочных продуктов Беларусь занимает около 5%, а по сливочному маслу — около 11%. Благодаря открытию новых восточных рынков сбыта и эти показатели можно будет увеличить.

Сгущенка Рогочевского молочноконсервного комбината, сертифицированная «Халяль», «Савушкин продукт» — эта продукция идет в основном на экспорт в Арабские Эмираты. В Беларуси мусульман не так много, и поэтому наши предприятия уделяют меньше внимания внутреннему рынку. Мы предлагаем и на белорусский рынок поставлять продукцию халяль, потому что и в Беларуси есть мусульмане.

— Какую проверку проходят предприятия, прежде чем получить сертификат?

— Когда нас просят сертифицировать тот либо иной продукт, мы изучаем всю технологию: от линии производства до того, насколько предприятие соответствует системе ХАССП — требованиям к оборудованию и сырью, как оно чистится, и составляем руководство по халялю: как его изготовлять, из какого сырья. Это все заверяется, выдается сертификат на год. Каждая партия контролируется. Через год снова приезжает комиссия, проводит аудит. Если все соответствует и работает по первоначальному руководству, то сертификат продлевается.

— Я заметила, что в разделе «Халяль» в белорусских продовольственных интернет-магазинах представлено обилие мясной продукции, и поровну — белорусской и российской.

— У наших мясокомбинатов такого сертификата пока нет. Этот процесс несколько сложнее, чем в молочной сфере или на птицефабрике, так как на всех предприятиях есть убои и производство из свинины. Поэтому очень сложно избежать перекрестного соприкосновения. На данный момент мы работаем с Гродненским мясокомбинатом. У них есть большое желание получить сертификат «Халяль». Буквально несколько недель назад был подписан очень крупный договор на поставку их готовой продукции в Арабские Эмираты. Но у них есть сложности, потому что придется разделить потоки свинины и говядины. Как раз над этим мы сейчас и работаем.

— Какая еще продукция, помимо пищи, может быть сертифицирована?

— В понятие «халяль», прежде всего, закладывается, что это должен быть безопасный продукт. В основном это касается пищи. Но есть также и сертификация услуг. Например, гостиничного бизнеса. Уже создан специальный международный сайт — HalalBookіng.com. На нем выставляются предложения от гостиниц, которые сертифицированы по стандарту «Халяль». Значит, в отеле будет халяльное питание, а номер будет обставлен и расположен таким образом, чтобы мусульманин смог молиться по всем канонам ислама.

— А в Беларуси есть подобное?

— Надеюсь, в скором времени появится. Об этом размышляет руководство отеля «Ренессанс Минск», но пока процесс незавершен. Хотя динамика показывает, что с каждым годом в Беларусь приезжает все больше мусульман из Турции, из арабских стран. Но если дело продвинется, то эта гостинца будет первой сертифицированной в Беларуси.

— Что вы скажете, если христианин будет употреблять пищу халяль?

— Такая продукция более экологична. Помимо медицинского, ветеринарного контроля, есть и моральный. Мусульмане считают, что за качество такой продукции они будут отвечать не перед людьми, не перед органами управления, а перед Богом. Поэтому, например, многие российские немусульмане предпочитают покупать кашерную и халяльную продукцию.

— Где можно купить продукцию халяль?

— Сейчас она стала появляться в розничных сетях, правда, небольшими партиями. Есть небольшой магазин на Комаровском рынке, у них собственное производство, но товар не сертифицирован по нашему стандарту. Там часто мусульмане приобретают халяльную говядину, т.к. ни одно предприятие в Беларуси больше ее не производит. В плане халяльной продукции тем, кто исповедует ислам в Беларуси, приходится быть находчивыми и проявлять выдумку. Поэтому каждый раз, общаясь с нашими производителями, у которых есть сертификат, я предлагаю им делать небольшие поставки и на внутренний рынок.

pustavit@zviazda.by

Фо­та Евгения Пе­сец­ко­го

Выбор редакции

Экономика

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Рассказали специалисты жилищно-коммунального хозяйства.