Вы здесь

Секретов все меньше


В конце прошлого года Совет Республики Беларуси ратифицировал Соглашение об обмене конфиденциальной информацией между Беларусью, Россией и Казахстаном в финансовой сфере, которое годом ранее было заключено в Москве. В масштабах Евразийского экономического союза этот общий для трех стран документ будет согласовывать действия финансовых рынков и создаст необходимые организационно-правовые условия для свободного передвижения капитала. «Это «живая» экономика для России, Беларуси и Казахстана, — считает доктор исторических наук, профессор, член Совета Республики Национального собрания, заведующий кафедрой Могилевского государственного университета имени А. Кулешова Игорь Марзалюк. — Соглашение поможет выявлять злостных неплательщиков и нарушителей в финансовой сфере». Ученый прокомментировал газете «Союз — Евразия», в чем заключается необходимость и важность этого соглашения.


— Этот закон дает возможность по запросу уполномоченных органов той или иной страны обмениваться исчерпывающей информацией о деятельности финансовых организаций, зарегистрированных в другом государстве. К примеру, получать сведения о фактах злоупотреблений на организованных торгах (неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, противозаконные операции, связанные с отмыванием доходов, полученных преступным путем и связанных с финансированием терроризма). Не должно быть секретов о составе банковских групп, банковского конгломерата, структуре управления материнской организации. А также об акционерах, филиалах, представительствах, организациях и так далее. Если раньше на такой запрос могли и не ответить, то теперь не имеют права. Соглашение предусматривает обмен информацией в письменной или электронной форме, путем очных консультаций. В течение 30 дней, как оговаривается в документе, должен быть дан ответ на запрос.

— Что предшествовало принятию соглашения?

— Появление его стало возможным после того, как вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе. Закон оговаривает множество вопросов, связанных с финансовой деятельностью трех стран. Здесь четко описываются общие положения: что такое запрашиваемый или запрашивающий орган, конфиденциальная информация, родительская организация и так далее. Дается подробное объяснение того, каким образом осуществляется обмен информацией на финансовом рынке, как происходят взаимные консультации уполномоченных органов. Прописан порядок обеспечения доступа к информации в самой коммуникативной нашей системе — интернете. Детально расписано, как происходят взаимные консультации уполномоченных органов. Оговариваются области применения закона, полнота компетенций и полномочий. Даются объяснения способов обмена информацией, как это согласовывается. Оговаривается структура содержания запроса, по пунктам объясняется, что он должен содержать.

Что касается Армении и Кыргызстана, то эти страны стали участниками интеграционного объединения позже, поэтому данный документ для них пока только еще обсуждается и в парламенте, и в правительстве.

— Что легло в основу соглашения об обмене информацией?

— Этот закон рождался с реальной практики запросов, наиболее часто возникающих конфликтных ситуаций между субъектами хозяйствования на финансовом рынке. Поскольку ранее не существовало единых правовых норм, были проблемы с получением подобной информации. Если строится единое экономическое пространство, которое позволяет более эффективно выжить в создавшихся экономических условиях, должны быть и общие правила игры. Каждое государство должно их соблюдать. Главное, чтобы закон был действующим и его нормы работали. Этот хорош тем, что здесь пошагово расписан механизм его исполнения.

— Какие-то разногласия возникали при обсуждении документа в парламенте?

— По мнению ООН и правовых евроструктур, по нормотворческой технике, по своей выверенности современные белорусские законы на пространстве СНГ считаются одними из лучших. Они проходят детальную, тщательную апробацию и экспертизу. Все заинтересованные министерства и ведомства проводят колоссальную работу по согласованию. Любой закон может нести в себе определенные риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в стране. Очень важный момент — потенциально заложенные коррупционные риски. Это когда какая-то норма не прописана детально, либо прописана неоднозначно, либо создает возможность получения коррупционной выгоды. Любой закон очень тщательно готовится. К примеру, до подписания Президентом Беларуси Указа о черных копателях согласования шли полтора года. Финансовые риски, когда происходят немотивированные траты денег, никому не нужны.

zigulya@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?