По мнению известного белорусского аналитика, выходя из режима санкций, Беларусь ни на какой Запад не «уходит». Она просто всегда была и остается суверенной страной со своей достойной и твердой позицией.
— Сергей Григорьевич, к сожалению, идея интеграции интеграций пока далека от реализации. Происходит это по причине антироссийских санкций. Между тем, Беларусь на сегодня смогла серьезно нормализовать отношения с Евросоюзом. И уже начинают раздаваться со стороны отдельных российских аналитиков, и даже политических и общественных деятелей, такие, знаете ли, едкие замечания: дескать, Беларусь меняет основной вектор внешней политики. А некоторые, самые «горячие», головы вообще заявляют, что Беларусь чуть ли не изменяет своему союзническому долгу по отношению к России. Как нам, белорусам, относиться к подобным заявлениям?
— Очень спокойно и с пониманием. Всем не в меру «горячим» ораторам я бы сказал: успокойтесь, Беларусь ни на какой Запад не «уходит». Она просто всегда была и остается суверенной страной со своей достойной и твердой позицией.
Надо вообще-то помнить предысторию вопроса. Для нас режим западных санкций скоро двадцать лет как был введен, и он до сих пор окончательно не снят. На нас отрепетировали то, что применяют сейчас в отношении Российской Федерации. И хотя наша страна, скажем откровенно, уже с первых лет Союзного государства получала значительные экономические преференции благодаря своему статусу самого близкого и вообще единственного на тот момент союзника России (что вполне понятно и справедливо), тем не менее на уровне международном, в формате общения с мировым сообществом, особой помощи и поддержки мы не чувствовали.
Мы не кричали об этом на каждом углу, не обсуждали громко в СМИ, но на определенном государственном уровне такие недоуменные вопросы возникали: почему, братья-россияне, вы не скажете свое твердое слово на той же «большой восьмерке» или на «двадцатке»? Да и просто в кулуарах официальных встреч? А может, и официально стоило направить запрос — на каком основании санкции? На что нам тогда российское либеральное лобби неизменно намекало: надо быть более гибкими, рыночными... А сейчас оказывается, что такая «либеральная гибкость» прошлых лет нисколько России не помогла: как только она снова заявила о себе как о независимой мировой державе, «восьмерка» тут же превратилась в «семерку». Хотя, по большом счету, та единица, которую Запад опрометчиво вычеркнул, может при определенных условиях, со временем, перевесить мировую чашу весов...
Между тем заметьте: Беларусь все эти нелегкие, даже несмотря на союзничество с Россией, годы никогда не применяла ответных санкций. Наоборот, мы даже в самых сложных ситуациях проявляли выдержку, предлагая находить точки соприкосновения, общие интересы. И весь мир видел, какой вклад маленькая по мировым меркам страна вносит в решение таких общемировых проблем, как борьба с наркотрафиком, торговлей людьми, незаконной миграцией. А миротворческие инициативы Беларуси, когда она стала поистине незаменимой площадкой для переговоров, еще раз показали всему миру, кто мы есть и чего мы хотим. Именно благодаря всем этим усилиям, выдержке и достойной, самостоятельной, принципиальной позиции Беларусь все-таки смогла подвигнуть Запад к нормализации отношений. Потому что иначе уже, наверно, сами народы стран Евросоюза не поняли бы своих руководителей.
И сегодня, когда мы, благодаря лишь своим усилиям на международной арене, благодаря своему честному имени, выходим из этих проблем, начинаются какие-то инсинуации, передергивания, что мы куда-то уходим... А то, что все эти годы мы шли и сегодня идем по пути нашего Союзного государства, — уже не в счет? И как только приостанавливаются санкции — все, Беларусь куда-то уходит?
Мы сейчас выходим из режима санкций, по сути, не выполняя каких-то особых требований наших европейских партнеров. Мы просто не повторяем, не муссируем тот перечень надуманных условий, которые все эти годы нам выдвигались. Нет на сегодня в этом процессе какой-то «дорожной карты»: вот вы отмените то и это, а мы выполним то и то. Мы понимаем, что все это было надумано. То есть процесс нашего выхода из режима санкций происходит сам по себе, а не потому, что мы перед кем-то «прогнулись».
Заметьте, мы публично никогда даже полусловом не упрекали Российскую Федерацию за то, что нам не оказывали помощи в снятии санкций. Хотя, как ближайшие союзники, могли бы, и имели основания. Потому что эти санкции вводились не столько даже против нас, а чтобы «насолить» России, оторвать от нее единственного союзника. На Западе нам так и говорили: выкидывайте со своей территории российские военные базы, и мы по-другому будем с вами говорить. Ведь все это было, и не надо об этом сегодня забывать!
— Какой вы видите оптимальную схему взаимодействия наших стран (а нас уже пятеро!) во всех сферах в рамках Евразийского экономического союза? Каким образом здесь возможно максимально учесть интересы всех участников?
— В первую очередь надо исполнять те обязательства, которые не только проговорены, но и подписаны. К сожалению, в полном объеме только Беларусь выполняет решения, подписанные и ратифицированные всеми сторонами в рамках Евразийского экономического союза. К нашему великому прискорбию, отдельные российские эксперты, в то время как мы тщательно отрабатываем все документы — до строчки, до буквы, до запятой, улыбаясь, намекают: ну подпишут это ваши руководители, но мы-то не обязаны это выполнять. То есть мы стараемся найти формулировки, которые учитывали бы интересы всех сторон, всех участников нового интеграционного объединения, а в результате получаем намек, что все это необязательно к выполнению.
И еще: было бы вполне справедливо, чтобы выяснение международных отношений с третьими странами не затрагивало интересы стран — участников ЕАЭС.
— А здесь — можно конкретнее, на примерах?
— Пожалуйста. У Российской Федерации на сегодня очень сложные отношения с Турецкой Республикой, и поэтому под разными предлогами многие граждане Турции подвергаются высылке из России. Вводятся запреты на въезд для весьма обширного круга лиц. А у нас с Россией единая миграционная база. Значит, если гражданин Турции проживает на территории Беларуси, а Россия ставит его в список невъездных (потому что он, скажем, проживал много лет назад в России), то, согласно существующим соглашениям, он подлежит депортации. А у него здесь, возможно, бизнес или даже семья. Но его вносят в такие списки. Получается, человека, не нарушавшего закон, надо депортировать? И как мы объясним это его жене, его детям — гражданам Беларуси?
Нет, мы не против согласованной миграционной политики в формате Союзного государства Беларуси и России и ЕАЭС. Но в такие списки, я считаю, надо вносить совместно, и только если есть реальные основания для этого, а не огульно, как сейчас. Необходимы веские доказательства для внесения человека в такой список.
Не должно быть так, чтобы наши союзнические отношения с Российской Федерацией, наша интеграция, о которой мы говорим, приводила к тому, чтобы наши граждане страдали от каких-то действий российских властей. И хотелось бы сказать по этому поводу: уж если мы вошли в равноправное интеграционное объединение, давайте-ка учитывать интересы всех участников, а не предпринимать некие действия, которые скажутся на всех, только по своему усмотрению.
С проблемой этой мы уже сталкивались, когда Россия начинала вводить ответные санкции против Украины, Грузии, Молдовы. Когда наш партнер по Евразийскому экономическому союзу начинал применять экономические санкции в отношении третьих стран, обосновывая это санкциями в отношении России. Но зачастую эти методы оказывались такими же ущербными, как и те, безусловно, надуманные санкции, которые применялись и применяются против России. И если Беларусь состоит на сегодня в таком тесном интеграционном объединении с Россией и с другими партнерами, нам, я считаю, надо вместе подробно обсуждать все нюансы, все последствия и порядок наших действий, до принятия таких санкций одной из стран-партнеров.
— Помимо западного вектора внешнеэкономического взаимодействия, не менее интересным для Беларуси представляется и вектор стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это, кстати, уже четко определено в таком серьезнейшем документе, как Директива №3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», которая утверждена Указом Президента Беларуси №26 от 26 января 2016 года. В этой связи вступает ли в противоречие с практикой евразийской интеграции та политика многовекторности, от которой Беларусь, как экспортно ориентированная страна, никогда, собственно говоря, и не отказывалась?
— Нет, не вступает. И от такой многовекторной политики мы действительно никогда не отказывались. Заметьте, те же Россия и Казахстан активно работают на рынках Юго-Восточной Азии, и с Китаем проекты огромные, и со странами Африки и Латинской Америки их сотрудничество расширяется, и с другими регионами мира. В той же Венесуэле мы нефть добываем на соседних площадках с «Роснефтью». Так какие здесь могут быть проблемы? Это нормальное международное экономическое сотрудничество, и оно нас много раз «вытягивало» в непростых, кризисных ситуациях, когда нам за тысячи километров протягивали руку и подставляли плечо. Надо и дальше идти по этому пути, все так делают. Надо расширять географию своего экспорта товаров и услуг.
Наши строительные компании, к примеру, прекрасно зарекомендовали себя в Венесуэле, построив там хорошее и недорогое жилье, дороги, мосты, школы, больницы. Во всех странах, где работают наши белорусские компании, мы всегда приходим только с добром. И из этих стран, с этих экономических площадок мы уходить не собираемся.
Более того, нам поступают все новые предложения о сотрудничестве, например, из Пакистана, Индии и других стран, чьи рынки очень перспективны и где мы, в свою очередь, можем сделать много полезного — и в строительстве, и в развитии сельского хозяйства, и в других сферах.
Кстати, отдельные аналитики почему-то не вспоминают о том, что огромное большинство белорусских предприятий работают в теснейшей кооперации с предприятиями ЕАЭС, и в первую очередь с российскими смежниками. Посмотрите, наш БелАЗ процентов на семьдесят комплектуется российскими деталями. Другие наши предприятия, пусть не настолько, но тоже дают работу российским производителям, как и российские — нашим смежникам. Что же тогда получается: если одна из стран ЕАЭС увеличивает свой экспорт, значит, она тем самым работает не только на собственно свои интересы, но и на интересы остальных участников объединения? Но на этом, когда обсуждается формат развития нашей дальнейшей интеграции, почему-то не сильно акцентируется внимание. А ведь вспомним, какое огромное количество рабочих мест в России и Беларуси обеспечивается на протяжении стольких лет благодаря совместным проектам Союзного государства — многие сотни тысяч!
Такой подход более чем уместен и в рамках ЕАЭС, причем в еще больших масштабах, не только на белорусско-российском, но и на казахском, армянском и киргизском направлениях. Что, собственно, сегодня и происходит. И в этом как раз и состоит главная сила нашего объединения: тесно сотрудничая и кооперируясь между собой, создавать хорошие совместные продукты во всех отраслях и выходить с ними на внешние рынки. И тогда успех одного участника станет успехом каждого, и наоборот. Но это, опять же повторю, возможно только при условии равноправного и взаимовыгодного союза, в котором все участники внимательно и уважительно прислушиваются к мнению друг друга.
Беседовал Андрей БОБОК
Открытие выставок и арт-объектов, важные встречи и экскурсии, народные гуляния и, конечно, концерт «Время выбрало нас».
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».