Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Станислава Говорухина. Юбиляр принадлежит к тем знаковым фигурам в советской и российской культуре, чье творчество на протяжении многих лет оказывает сильное влияние на формирование массового общественного сознания. Секрет такого влияния следует искать в выдающемся таланте актера, режиссера и сценариста.
Так уж получилось, что Станислав Говорухин отмечает в нынешнем году два юбилея. Пятьдесят лет тому назад был снят его первый фильм «Вертикаль», сразу же ставший культовым. Фильм стал первым опытом творческого сотрудничества с Владимиром Высоцким. Последний гениально сыграл одну из главных ролей. До сих пор в разных уголках русскоязычного пространства на большом эмоциональном подъеме исполняются песни, которые пел главный герой фильма.
Юбиляр вошел в историю как сценарист первого советского боевика.
Он как-то прочитал в «Известиях» о страшной трагедии экипажа итальянского грузового судна. Корабль с 200 тоннами урановой руды на борту захватили пираты, все моряки погибли. Газетная заметка вдохновила Говорухина на написание сценария к фильму «Пираты ХХ века». Конечно, имелось три отличия. Первое: у моряков было советское гражданство. Второе: был совершенно иной объект транспортировки. Третье: соотечественники Говорухина вышли победителями. После того как работа над фильмом была окончена, ретрограды из советского Госкино не хотели пускать его на экраны. По счастливой случайности фильм попал на дачу Брежнева и произвел исключительно положительное впечатление на первое лицо в стране. Естественно, Брежнев дал зеленый свет. В первый же год проката боевик посмотрели 90 миллионов зрителей — рекорд для советского кинематографа.
Если оценивать киноработы Говорухина по зрительским симпатиям, то здесь бесспорное первое место еще с далеких 1970-х годов удерживает телевизионный сериал «Место встречи изменить нельзя». Сюжетная линия киноработы: противостояние сотрудников Московского уголовного розыска (МУРа) преступному миру в лице банды «Черная кошка» после Великой Отечественной войны. Центральную роль в этом деле играют два МУРовца Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и Владимир Шарапов (Владимир Конкин). И для Высоцкого, и для Конкина эта киноработа — лучшая в кинокарьере. Говорухин поступил мудро, разрешив Высоцкому частично выполнять режиссерские функции, что было сделано последним на отличном уровне. Станислав Говорухин через многие годы вспоминал: «Он давно подумывал о режиссуре. Хотелось на экране выразить свой взгляд на жизнь. Возможность подвернулась сама собой. Мне нужно было срочно уехать на фестиваль, и я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл. У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был «готов» за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили».
Всего в режиссерской карьере Говорухина 23 киноработы. Премьера последней на сегодняшний день — «Конец прекрасной эпохи», состоялась 1 октября 2015 года. И все сразу после выхода на экраны стали культовыми.
Не меньше киноработ у Говорухина-киноактера. Он одинаково мощно выглядит, играя военачальников, дипломатов, министра, графа, судью, «папика» Крымова, людей, различающихся по социальному статусу, по менталитету, по психологическим установкам. Никогда не проходили бесследно даже эпизодические роли, например, в фильме «Русский Голливуд: Место встречи... 30 лет спустя».
Как автор и соавтор Говорухин имел отношение к 23 сценариям. Перечень сценариев с его единоличным авторством насчитывает 16 наименований. Он часто создавал картины, будучи одновременно и сценаристом, и режиссером.
Выдающийся вклад юбиляра в развитие киноискусства высоко оценен по многим номинациям. Их полный перечень в привязке к конкретным званиям и наградам занял бы непропорционально много места в настоящей статье. Поэтому сосредоточимся лишь на той части наградной коллекции народного артиста России Говорухина, которая связана с ежегодным международным кинофестивалем «Лістапад», проходящим в столице нашего Отечества. Награда номер один настоящего фестиваля называется так: «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Решение о соответствующем награждении принимает глава белорусского государства. Получая в четвертый раз специальный приз от президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, расстроганный мэтр заявил: «Для меня награда такого высокого уровня является не только большой честью, но и не меньшей неожиданностью».
Правильно сказано: талантливый человек талантлив во всем. Юбиляр реализовал себя и как живописец. Он имеет устойчивую репутацию мастера лирических пейзажей. При этом Говорухин позиционирует себя как продолжатель традиций своих соотечественников. Эти традиции богатейшие. Есть все основания говорить о целой школе. О связи Говорухина с этой школой, конечно же, думали посетители его персональных выставок. Таковых было немало. Весьма символично место первой персональной выставки — Дом кино. Она датирована 1998 годом. Через восемь лет очередным местом для персональной выставки станет Галерея искусств на Пречистенке. Для Говорухина особое значение имел факт подобной выставки в столице Украины накануне 75-летия режиссера. Именно с украинской землей связан первый этап кинематографической карьеры заслуженного деятеля искусств Украины Станислава Говорухина, длившийся свыше 20 лет. Не секрет, что для любого российского художника весьма престижно выставляться в самой Академии художеств, где для этого имеются специальные помещения. Именно здесь неоднократно выставлялся живописец Говорухин.
Говорухина вполне можно назвать совестью российской художественной интеллигенции. У него были свои счеты с тоталитаризмом. В 1936 году был расстрелян отец, ставший одной из жертв сталинских репрессий. Говорухин четко, ясно и убедительно выступает за полную десталинизацию, за демонтаж тоталитарной системы, за примат морали над политикой, за то, чтобы для власть имущих человек был не средством, а целью.
Говорухин вначале активно поддерживал Ельцина, считал себя ельцинистом, защищая Белый дом в августе 1991 года. Но в фильме 1994 года «Великая криминальная революция» постановщик превратился в ярого антиельциниста. Говорухин стал оппозиционером в 1993 году. В качестве противника действующей власти он вошел в депутатский корпус первой Государственной думы. Кстати, депутатство продолжается для него по сей день.
2000 год был отмечен в его политической биографии участием в кампании по выборам второго президента России в качестве зарегистрированного кандидата. Это был первый и пока единственный случай в российской политической истории, когда кинорежиссер баллотировался на высший государственный пост. В период избирательной кампании Говорухин часто заявлял: «режиссура — это то же самое, что и политика».
На выборах Говорухин выступал непримиримым соперником Путина, чья эра в истории России началась 31 декабря 1999 года и продолжается по сей день. Но именно в эру Путина произошла идейно-политическая эволюция Говорухина. Как итог смена политического лагеря в 2005 году, вступление в партию «Единая Россия».
Ныне видный деятель культуры выполняет колоссальный объем работы в качестве члена этой фракции в шестой Государственной думе. При этом никогда не забывает о проблемах отечественной кинематографии. «То, чем я занимаюсь сейчас в Государственной думе, — это уже не политика. Это лоббирование интересов отрасли», — признался он.
Несмотря на изменение политических симпатий, кинорежиссер всегда был, есть и остается истинным патриотом своего Отечества. При этом оставались неизменными его подходы к вопросам внешней политики российского государства. Для них характерен максимальный учет национальных интересов России.
В качестве примера можно процитировать рассуждения выдающегося россиянина на предмет российско-белорусских отношений:
«Для меня реальное объединение России и Беларуси в общее Союзное государство — святое дело. Значение самого этого факта далеко превосходит всякие мыслимые и немыслимые претензии к порядкам в России и Беларуси: эти порядки еще не раз изменятся, Путин, Лукашенко и мы с вами уйдем, а общее государство останется. Лишним подтверждением служит то, что, несмотря на все палки, которые вставляются в колеса российско-белорусским отношениям, интеграционный процесс все-таки идет. Правда, не столько в рамках Союзного государства, сколько через... Евразийский союз. Между прочим, именно потому, что по собственному опыту Беларуси кажется удобнее договариваться с Россией не один на один».
Михаил СТРЕЛЕЦ, доктор исторических наук
Открытие выставок и арт-объектов, важные встречи и экскурсии, народные гуляния и, конечно, концерт «Время выбрало нас».
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».