Вы здесь

Впишутся ли белорусские конфеты в глобальную экономику?


Об условиях конкуренции на национальном, региональном и мировом рынках, о реальности угрозы поглощения транснациональными корпорациями и о готовности отечественных кондитеров к вступлению страны во Всемирную торговую организацию мы поговорили с генеральным директором ОАО «Спартак» Олегом ЖИДКОВЫМ.


— Предприятия кондитерского профиля нашей страны примерно одного уровня. Олег Николаевич, как делите внутренний рынок с другими «сладкими» фабриками?

— В Беларуси уже сложилась определенная специализация между производителями кондитерских изделий. Для нашего предприятия характерна многопрофильная структура выпуска кондитерских изделий. Мы выпускаем продукцию, которую можно объединить в четыре основные группы: конфетно-шоколадную (то, что сегодня делает «Коммунарка»), бисквитную (такую продукцию выпускает, например, «Слодыч»), вафельную (то, что производит «Витьба») и карамельную («Ивкон», та же «Коммунарка»).

С одной стороны, у нас есть возможность производить и продавать достаточно диверсифицированный ассортимент. С другой — это дополнительная нагрузка, поскольку одновременно развивать четыре направления сложно: каждое требует достаточно большого количества инвестиций.

Мы стараемся учитывать и специфику наших партнеров, которые производят подобный ассортимент, дабы избежать дублирования и не допустить внутренней конкуренции. Наша общая цель — конкурировать с аналогами импортной продукции.

— Как удается завоевывать покупателя на внешних рынках?

— Стратегия, которую выбрала Беларусь, направлена на выпуск и поддержание качественного ассортимента. Это позволяет нам конкурировать в масштабах мирового сообщества. Стандарты, утвержденные в нашей стране, жесткие требования к сырью и компонентам, которые мы используем, не позволяют «баловаться» с качеством продукта ради его удешевления.

На международных выставках, посвященных развитию и продажам кондитерских изделий, мы предлагаем новым партнерам продегустировать продукцию, чтобы по приезде к себе на родину наши потенциальные покупатели могли провести анализ.

Такими странами в этом году стали Корея, Сингапур, Гонконг, Южно-Африканская Республика, Австралия, Вьетнам и Китай. Впереди — выставка в Шанхае, куда также едут наши коллеги из других кондитерских предприятий. Это говорит о том, что международный рынок открыт для Беларуси. И прежде всего потому, что мы можем предложить качественный продукт.

Это качество приходится подтверждать системой внутренней сертификации. Мы с этим столкнулись при поставке продукции в Китай и получили сертификаты соответствия. Но основными рынками для нас по-прежнему остаются Российская Федерация и страны СНГ.

— Как повлияла на прибыль предприятия девальвация российского рубля?

— Доля реализации продукции на экспорт в страновом выражении выглядит следующим образом: 50% — Российская Федерация, 50% — дальнее зарубежье. Из-за девальвации российского рубля в долларовом эквиваленте российская продукция стала более конкурентоспособна по отношению к нашей. Мы это почувствовали и на других рынках в том числе. Выгодно ли нам стало работать с Россией? Продавать всегда выгодно. Правда, есть периоды, когда ты продаешь только для того, чтобы сохранить себя на рынке. Если примем решение уйти с рынка, чтобы вернуться в более благоприятные времена, то можем больше на этот рынок не попасть.

— Отразилась ли на кондитерской отрасли ситуация в Украине?

— Сейчас у нас на подписании новые контракты с Украиной. Сами украинцы, с которыми мы начинаем работать, признаются, что если бы не сложившаяся ситуация, они бы не пришли к нам за продукцией. Многие украинские производители имеют в России собственные производственные площадки. В Украине функционируют отлаженные сбытовые сети. Таким образом они обеспечивали и производство, и сбыт. В сегодняшних условиях между этими площадками нет связи, но потребность в объеме продукции осталась. Поэтому украинцы заинтересованы в белорусских сладостях. Это очень удобно и по логистике. От Гомеля до Чернигова — чуть больше 100 километров, а до Киева ближе, чем до Минска.

Что касается белорусских прилавков, то доля украинской «кондитерки» на них значительно снизилась, а ее представленность сузилась.

Сказывается множество факторов, в том числе и ценовой: сегодня украинская продукция не такая дешевая, какой мы ее привыкли видеть.

— Не грозит ли белорусским кондитерским предприятиям поглощение транснациональными корпорациями?

— Как правило, поглощают тех, кто поглощается. Если проводить политику по расширению своих производственных мощностей и возможностей, то поглощение угрожать не будет. Транснациональные компании интенсивно развиваются именно путем открытия новых производств. У большинства белорусских предприятий экстенсивный путь развития, когда рынок завоевывается благодаря экспортным поставкам. Это значит, что наша продукция присутствует в определенном регионе, но ее производство там не осуществляется.

Сегодня компания Mars является лидером в производстве кондитерских изделий по итогам работы за 2015 год. У них более 35 компаний по всему миру.

У кондитерской фабрики Mondelez — более 100 региональных компаний. Фактически они являются местными производителями. А местному производителю в своей стране продавать всегда легче.

— В 1994 году произошло акционирование гомельской кондитерской фабрики, а в 1998 году было создано совместное белорусско-американское предприятие. Какая-то доля до сих пор принадлежит американцам? Как этот факт сказывается на предприятии?

— Мы работаем, прежде всего, как государственное предприятие: доля Республики Беларусь составляет более 65%. Доля иностранного капитала, которая остается на предприятии в виде акций, по большому счету, на нашу работу влияния не оказывает. Сегодня государство как основной акционер заинтересовано в развитии фабрики и прикладывает для этого максимум усилий: создает хорошие условия работы, способствует улучшению качества продукции, ее реализации в Беларуси, защищая наш рынок от недобросовестной конкуренции. Государство помогает нам в развитии и модернизации. Чего нельзя сказать о нашем американском акционере. Причем на рынок США мы вышли без его помощи. Более того, американский акционер не был заинтересован в том, чтобы мы реализовывали свою продукцию на этом рынке. 

То, что наши кондитерские изделия присутствуют на территории Соединенных Штатов Америки и Канады, говорит о том, что мы доказали свою состоятельность и возможность самостоятельно работать в современных рыночных условиях по всему миру.

— Скажите, за бумажной упаковкой стоит дань ностальгии или что-то другое?

— Это еще и экологичность. На последней выставке в Германии, где была представлена в том числе наша продукция, немцы от ассортимента в такой упаковке отойти не могли. Для них это продукт с маркой «био», который является премиум класса. Во-первых, там он стоит немалых денег. Во-вторых, его немного на рынках европейских стран и, может быть, даже у нас. Упаковка наша не только экологичная, но дешевая и в то же время достаточно презентабельная. У многих она вызывает воспоминания о тех посылках, которые мы когда-то получали от наших родственников по всему Советскому Союзу, отправляли их сами. Наверное, поэтому в этой упаковке наш шоколад больше всего и продается.

— Сейчас активно обсуждается вступление Беларуси в ВТО. Готова ли наша кондитерская отрасль к переменам?

— Фактически мы уже работаем с теми странами, которые являются участниками Всемирной торговой организации. Да и сама Республика Беларусь сегодня открыта для других товаропроизводителей. Вопрос: готовы ли будут с нами конкурировать страны — участники ВТО, когда мы придем на их рынки? Страны Евросоюза сегодня достаточно закрыты от поставок кондитерских изделий из третьих стран. Они защищают свои рынки и боятся пустить нас в открытую конкуренцию с ними.

— Спектр выпускаемой продукции ориентирован на спрос или мировые тенденции диктуют свои условия?

— Поскольку белорусский рынок является для нас основным (80% продукции реализуется внутри страны), мы ориентируемся все-таки на спрос покупателя. А он зависит от многих факторов: прежде всего, от уровня доходности. Мы можем производить продукцию премиум класса, которую выпускают компании Бельгии, Германии, Франции. Но мы видим, что на нее спрос минимальный. Общаясь с нашими непосредственными продавцами, мы ведем производство на тот конкретный ассортимент, на то конкретное наименование продукции, которое нужно покупателю. Сегодня не стоит никому рассказывать, что производить на склад — это глупо. Тем более в тех условиях, в которых мы находимся: когда оборотные средства на предприятии необходимо иметь не в замороженном виде, а в живом, когда производство должно производить ликвидную продукцию. Это всем известно, и все давно стараются по этому принципу работать. Мы — не исключение.

kanyuta@zvіazda.by

Название в газете: Особенности национального «сладкого»

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.