Одним из камней преткновения в международном сотрудничестве в транспортной сфере сегодня является желание стран защитить свой внутренней рынок перевозок. Так называемая разрешительная система зачастую тормозит процессы интеграции и либерализации этого рынка. Ответы на то, в каком направлении стоит двигаться для упрощения разрешительных систем, искали эксперты во время конференции «Международные перевозки. Соглашения и разрешительные системы в рамках интеграционных процессов создания общего рынка автотранспортных услуг ЕАЭС», организованной Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (БАМАП).
Для Беларуси транзит традиционно является значимой статьей доходов в бюджет. По итогам первых трех месяцев этого года автомобильный транспорт занимает первое место в экспорте услуг и третье место по сформированному положительному сальдо. Валютная выручка грузоперевозчиков составила более 202 миллионов долларов. Однако, несмотря на очевидную прибыльность данной сферы (и не только для Беларуси), в ней существует большое количество барьеров для развития интеграции. Сейчас вопрос формирования единого рынка транспортных услуг в союзе является отложенным.
Николай Боровой, глава БАМАП, отметил, что наша страна — с открытой экономикой, в которой 60% всей выпускаемой продукции поставляется на экспорт. «При этом мы стремимся не ограничивать наших партнеров, создаем комфортные условия для транзита», — отметил председатель. По его словам, в то же время многие страны, пытаясь защитить внутренний рынок, строят политику перевозок на двусторонних соглашениях. «Но здесь в первую очередь необходимо думать об эффективности: никогда на двусторонних перевозках не будут сбалансированы объемы. Так же, как и разрешительная система — она сегодня является настоящим барьером международной торговли», — подчеркнул Николай Боровой.
На конференции было представлено уникальное двухгодичное исследование, проведенное впервые. Оно касается автоперевозок 12 стран евразийского континента. По словам консультанта постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта в Евразии Александра Забоева, который ознакомил с итогами исследования, лишь 11% объема двусторонних грузоперевозок Беларуси осуществляется без специальных разрешений. В регионе действует 286 двусторонних соглашений. В масштабе всего региона – единственное соглашение на безразрешительные перевозки в/из третьих стран — между Арменией и Грузией.
По словам эксперта, главные проблемы современных разрешительных перевозок заключаются в количественных ограничениях на транзитные перевозки, отсутствии многоразовых разрешений и многом другом. «При этом хочется пожелать, чтобы стороны использовали больше механизмов упрощения доступа перевозчиков к рынкам», — считает Александр Забоев. По его мнению, наилучший выход из сложившейся ситуации — усовершенствование действующих двусторонних соглашений — процесс, который может занять не один год. Но этот процесс, уверен эксперт, уже идет. Главное — не останавливаться.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.