Вы здесь

Качество образования: что именно?


Вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» волнуют сегодня не только белорусских педагогов, но и их российских коллег. Белорусско-российское сотрудничество в образовательной сфере обсуждалось в рамках ІІІ Форума регионов Беларуси и России в Минске.


Как подчеркнул в своем выступлении заместитель министра образования и науки России Вениамин КАГАНОВ, «мы вынуждены постоянно заботиться о конкурентоспособности нашего образования, причем не только высшего».

— Образование — это то, что осталось после того, как все выученное в школе забыто. Всем известно это высказывание Альберта Эйнштейна. Но что остается, когда все выученное забыто? Не знание формул, правил орфографии, семейств растений, а способы деятельности, с помощью которых эти формулы выводились, умение взаимодействовать в парах и группах при освоении правил языка, умение анализировать и обобщать, позволившее объединить разные, на первый взгляд, растения в один класс, одно семейство. Другими словами, в памяти остается не содержание, а сформированные умения, приобретенные компетенции, способы познания мира, как бы пафосно это ни звучало, — уверена начальник управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Светлана УКЛЕЙКО. — Но тогда и проверять нужно не правильный или неправильный ответ в задаче, а способ ее решения, рациональность подхода, логику рассуждения и т.д. Это ли мы проверяем сегодня в школе? Возможно, следует пересмотреть и формы, и периодичность аттестации, и виды контроля, и нормы оценки, а может быть, разработать абсолютно новую систему оценивания в школе.

«Чтобы повысить качество образования, нужно сначала определиться, что же мы хотим повысить: уровень знаний на выпускных экзаменах, результаты централизованного тестирования, способность самостоятельно мыслить, работать в команде или и то, и другое, и третье?» — подчеркивает Светлана Уклейко. Она предлагает рассмотреть возможность разработки учебных программ по циклу предметов (общественно-гуманитарных, естественно-математических, развивающих и т.д.). Модульный подход позволит максимально учесть и использовать межпредметные связи, которые в настоящее время являются не самым сильным звеном. Но главное — это позволит сопоставить понятийные аппараты каждого учебного предмета, выявить общее и различное как на уровне понятий, так и на уровне формируемых компетенций.

Создание современных учебных планов и программ неизбежно потребует принципиально новой системы подготовки будущих педагогов, а также массовой переподготовки и повышения квалификации учителей.

Директор департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь Владимир ЗДАНОВИЧ сообщил, что в последние годы произошло сближение позиций России и Беларуси по ряду важнейших составляющих системы обеспечения качества образования:

— Вместе с тем проблемное поле, связанное с качеством образования, еще достаточно обширное. Прежде всего нас должно тревожить стремительное распространение на образовательную деятельность рыночных технологий и механизмов. Выскажу субъективное мнение, что в этом во многом кроются корни некоторых проблем в наших системах образования. В том числе и появление на рынке образовательных услуг недобросовестных его участников.

По мнению Владимира Здановича, необходимо совместно разработать согласованные документы, регламентирующие развитие и поддержку неформального образования и устанавливающие контроль в этой сфере. Также, в связи со стремительно развивающимися технологиями дистанционного обучения, в ближайшей перспективе необходимо будет выработать общие требования к обеспечению качества образования при их использовании. Это касается и организации обучения в сетевой форме.

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Сельское хозяйство

Технологии против погодных аномалий

Технологии против погодных аномалий

Ученый — о предстоящей посевной компании.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.