Вы здесь

От границы до границы: взгляд из кабины водителя


Мы проехали 700 километров на фуре через всю Беларусь. Наш путь лежал по дороге М-1, которая является частью второго трансъевропейского транспортного коридора. Именно по ней чаще всего транзитом перевозят грузы из стран ЕС в сторону участниц ЕАЭС. Наш водитель Александр Хомяков держал путь из Венгрии, где в машину загрузили машинное масло, в Уфу, столицу Башкортостана.


Алек­сандр Хо­мя­ков — водитель компании «Ян­стронг» с бо­лее чем 30-летним ста­жем. Кор­рес­пон­ден­ты «СЕ» проехали с ним от бел­орус­ско-поль­ской границы до российского Смо­лен­ска че­рез всю Бе­ла­русь, что­бы по­нять, на­сколь­ко оте­чест­вен­ная транзитная система заботится о тех, кто в ней на­пря­мую за­дей­ство­ван, — дальнобойщиках.

Перевозим грузы — пополняем бюджет

На прошлой неделе Советом министров была утверждена Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала Беларуси на 2016—2020 годы. Один из ее целевых показателей — увеличение доходов от транзита к 2020 году до 1525,1 млн долларов (включая доходы от транзита нефти, природного газа и транзита в сфере транспорта). Транзитные перевозки грузов за 2015 год составили около 378,3 млн долларов США, а отчисления в бюджет — 56,6 млн долларов США. И эти цифры — явно не предел.

Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков насчитывает порядка 1000 организаций. У большинства из них от 1 до 10 фур и буквально у десятка компаний — 50-100. «Развитие транзитной системы Беларуси выгодно всем: государству, перевозчикам, водителям, их семьям, которые часто живут на зарплату мужа и отца», — считает директор компании «Янстронг» Дмитрий Воронцов. При этом транзит — одна из самых прибыльных для экономики страны статей.

Еще лет 7-10 назад одна из главных претензий, которая высказывалась в СМИ относительно транзита, заключалась не столько в качестве дорог, сколько
в уровне придорожного сервиса. В чем проблемы теперь? Мы поискали ответы на самом осязаемом уровне, чтобы и понять, насколько комфортно водителям грузовых машин передвигаться по белорусским дорогам.

На заправке.

Тяжела и неказиста жизнь простого... дальнобойщика

Прежде, чем искать достоинства и недостатки транспортной системы, мы попытались понять, что действительно важно для водителя. По словам Александра Хомякова, в отношении придорожного сервиса это: бесплатная стоянка, наличие на ней доступа в интернет и туалета, в идеальном варианте — еще и душа. Изредка — возможности поесть и выпить кофе (продукты обычно водители покупают в супермаркетах и возят с собой).

За то время, которое мы провели с Александром, пришли к выводу, что работа у него — не из легких. Хоть всю дорогу он уверял нас в обратном. «Больше всего мне по душе, что я полностью предоставлен сам себе, могу распоряжаться временем по тахографу, конечно, но гибко. Иногда, если понадобится, могу поспать больше на полчаса или лишний раз остановиться при необходимости. Я волей-неволей много путешествовал по миру благодаря работе, особенно в Европе. И еще мне очень нравится, что мы работаем несколько недель, а потом примерно столько же отдыхаем. Поэтому от работы совсем не устаешь», — рассказывает он.

Для Александра машина — это дом на колесах. Здесь он спит, ест, отдыхает, выходит по скайпу на связь с родными. А еще проявляет чудеса самоорганизации и самоконтроля, потому что за то ночное время, которое мы проехали от границы в Бресте до Минска, Александр был бодр без кофе, музыки и переговоров по рации. «Я выспался до этого, вот в чем секрет. Если бы хотел спать, то мы бы уже остановились, чтобы я вздремнул часок. Лучше себя в этом плане не ломать», — считает водитель.

Готов остаться в Беларуси?

Почему ехали ночью? Планировалось, что фура пройдет польскую границу и прибудет на белорусскую около трех часов дня. Но из-за «итальянской забастовки» поляков (когда люди работают, но делают это в несколько раз медленнее обычного) машина задержалась на 7 часов.

— Бывало и хуже, и по 12-16 часов стояли. Так что сегодня — всего 4-5 часов — это быстро. А если сравнить прохождение польской и белорусской границы, то ваша куда быстрее, — говорит Марек Повальски, водитель из Польши, которого удалось расспросить на выходе из бюро таможни. — В Беларуси бываю сейчас реже, но раньше ездил почти каждую неделю. Езжу по вашей стране уже около 10 лет. По сравнению с тем, что было раньше, сейчас все стало получше. И главные дороги подремонтировали, по ним стало приятнее ездить. Но стоит съехать на боковую, сразу чувствуется разница. Кстати, обычно я заезжаю в придорожные кафе. Если честно, то польские лучше: в них цены ниже, порции больше и еда вкуснее.

Времени, которое мы провели в ожидании, было много, поэтому возле бюро, откуда водители выходили с уже оформленными документами, мы обращались к первому встречному. И все, как бы мы ни были готовы к критике, лучшим образом отзывались о белорусских дорогах, сервисе и таможне. Единственным недовольным оказался россиянин Олег, который сетовал, что в терминале таможни туалеты только для сотрудников. Наш собеседник россиянин Александр Чуйко ответил ему: «Вон, через 30 метров здание, — показал он в сторону. — Неужели сложно пройти чуть-чуть?» Олег только махнул рукой нам вслед.

«Даже в Германии колеса снимали, а тут — ни разу»

Александр Чуйко провел на белорусской границе целые сутки. Он уже много лет возит продукцию для российской сети магазинов «Магнит». В этот раз — фрукты и овощи, которым необходимо пройти фитосанитарный контроль, из-за чего такая задержка. Но он понимает, что усиленный контроль связан с тем, что груз ввозится из Европейского союза на территорию Таможенного союза ЕАЭС. «У нас взяли образцы — пробы, чтобы провести исследования. На наш водительский взгляд, можно было бы справиться быстрее. Хочется, чтобы вечером взяли образцы, а к обеду был результат. Но обычно этот процесс затягивается», — говорит он.

Придорожным сервисом в Беларуси Александр доволен. «Я недавно в Екатеринбург ездил, им бы поставил тройку, а вашей стране — крепкую пятерку. Правда, не везде есть Wі-Fі, для некоторых водителей это важно и нужно, чтобы чаще связываться с родными. Но для меня интернет не в приоритете. Вообще в Беларуси очень спокойно: у меня ни разу ничего не украли. Даже в Германии на стоянке колеса снимали, а тут — ни разу. Стоянки у вас хорошо оборудованы. Приезжаешь — в лесу парковка. Чисто, есть туалеты. Если захочется пообедать, то по трассе М-1 с этим проблем нет. В России, например, стоянка может стоить 200 рублей, но при этом будет грязной. А в Беларуси бесплатно и чисто», — признается россиянин. Александр работает в направлении Бельгии, Германии, Голландии, и там действительно сервис лучше, но он дорогой. Единственное, что его не устраивает в белорусских дорогах — это то, что в весенне-летний период стирается разметка. Но, по его словам, это постепенно исправляют.

«Взятки давать — даже не пытайся»

Еще один водитель, с которым мы пообщались, — Александр родом из Львова. Раньше он работал в родной стране, теперь — в Польше (предпочел фамилию не называть). «Что касается белорусской границы, то тут все организовано лучше не придумаешь. Мне есть с чем сравнить. Тут нет возможности для злоупотребления, время прохождения всех этапов четко контролируется. А когда только начинал ездить через Беларусь, сразу сказали — взятки давать — даже не пытайся, скорее самого посадят, чем возьмут. Мне самому «давать на лапу» не нравится, но некоторые границы по-другому и не пройдешь. Так что эта головная боль отпала сразу», — делится он.

По словам украинского водителя, удобно, что в бюро белорусской таможни большое количество работающих окон, поэтому очередь двигается быстро. «Сотрудники таможни и пограничники вежливые, для меня это очень важно. Вы посмотрите: из здания таможни все выходят спокойными, почти нет раздраженных людей. Работает много каналов, большой терминал, чистый туалет. Что еще водителю надо? Если я три недели в дороге, то прежде всего меня волнуют условия быта. Пусть вода прохладная, но она есть и доступна каждому. Важное отличие, что в странах ЕС все, может не хуже и даже лучше, но все — за деньги. А тут бесплатно», — повторяет Александр мысль своего российского коллеги.

То, что о Беларуси так положительно отзываются, стало настоящим удивлением. Собирая материал перед тем, как отправится в поездку, мне довелось прочитать не один текст о том, как через нашу страну неудобно ехать, особенно на фуре. Но собеседников мы не выбирали, так что можно считать, что выборка была случайной, а результаты опроса — вполне показательными.

На «проз­рач­ной» границе меж­ду Бе­ла­русью и Россией.  В ру­ках Алек­санд­ра Хо­мя­ко­ва — разрешительный до­ку­мент.

...На «прозрачной» границе между странами, недалеко от Смоленска у нашего водителя российские сотрудники проверили разрешительный документ на ввоз груза. Нашим перевозчикам документ выдает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларуси. Но их — ограниченное количество, поэтому компании международных перевозок могут организовать только определенное количество рейсов. Таким образом каждая страна защищает внутренний рынок. Сегодня разрешительная система — одна из самых обсуждаемых среди перевозчиков и самых важных. Она, с одной стороны, регулирует рынок перевозок, но с другой — ограничивает его. Как найти баланс между интересами? Ответы на этот основополагающий для транзитной сферы вопрос будем искать в следующих публикациях «СЕ».

* * *

Выражаем благодарность за помощь в организации поездки компании «Янстронг» и лично ее директору Дмитрию Воронцову. Также благодарим за содействие пресс-секретаря Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков Вячеслава Мильяненко. За помощь в работе на границе — пресс-службы Государственного пограничного комитета Беларуси, Государственного таможенного комитета Беларуси, Брестской Краснознаменной пограничной группы имени Ф.Э. Дзержинского, пресс-группу Брестской таможни и руководство таможенного поста «Козловичи».

Вероника ПУСТОВИТ

pustavit@zviazda.by

Фо­то Сер­гея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.

Общество

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

В стране на 11 % снизилось общее количество обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей.

Общество

В Беларуси исследуют вакцину против рака

В Беларуси исследуют вакцину против рака

Продолжается научное исследование ДНК-вакцины против рака в рамках белорусско-американского проекта.