Алимжан Хамраев — литературовед из Казахстана. Занимается изучением уйгурской литературы в Казахстане и Китае, где, как известно, есть Синьцзян-Уйгурский автономный район. Алимжан Хамраев — доктор филологических наук. Написал большую монографию об уйгурской литературе в Казахстане. Сегодняшний наш разговор — о молодой поросли в современной уйгурской литературе.
— Уважаемый Алимжан, заметны ли в сегодняшней уйгурской и казахской литературах яркие имена молодых поэтов и прозаиков — до 35 лет?
— Поражает размах проделанного молодыми представителями современной казахской литературы творческого труда. Своебразный полет в поэзии, многосторонность и многогранность Ерлана Жуниса, Токтарали Танжарыка, Даулетбека Байтурсынулы, Серикбола Хасана, Асылбека Жанбырбая, Жаната Жанкашулы и многих других молодых казахских поэтов очень впечатляют. Они стали оказывать существенное влияния на казахских читателей и общество в целом.
А вот в сегодняшней уйгурской литературе Казахстана ярких молодых поэтов и прозаиков очень мало. Пожалуй, можно назвать только Шаирям Баратову и Вильяма Молотова. Молодые уйгурские поэты, такие как Адилжан Азнибакиев, Молутжан Тохтахунов, Зульфия Абдуллаева и другие, оказались в узких творческих рамках. Стимула для них тоже нет. Мы переживаем печальную смену поколений в преемственном развитии в уйгурской литературе. Вся проблема в том, что в рыночную эпоху систематическая поддержка словесного искусства в обществе ослабла. К тому же литературная деятельность в советскую и постсоветскую эпоху эволюционирует по законам писательской иерархии. Карьерный профессионализм стал определенной нормой. От неких устойчивых канонов и стереотипов в писательской среде зависит уровень оценки поэзии. Молодой писатель обязательно должен пройти некий путь карьерного профессионального роста, даже если он написал сильное произведение. Я думаю, что это связано с появлением такого официального органа, как Союз писателей, — особого феномена советской и постсоветской современности, определяющего творческий уровень писателей. Зачастую он руководствовался конъюктурными, идеологическими установками, не был лишен и протекционизма. Это ограничивало полную свободу в творческой среде, отсюда поcтепенно снижалась социально-культурная и художественно-эстетическая роль литературной критики. Я часто наблюдаю бинарную критику. Один и тот же критик может подойти к литературному произведению или автору произведения по-разному. Современная критика также стала подчиняться законам литературной иерархии и зависит от доминирующего социального заказа. В таких условиях настоящие произведения долго будут оставаться в тени.
— Современная литературная молодежь в Казахстане больше тяготеет к экспериментам, разного рода авангардным течениям или помнит о традициях?
— В период государственной независимости молодые казахские поэты и писатели объективно стали на путь литературного многообразия. В период независимости появились новые архетипы в поэзии. Современный литературный герой казахского словесного искусства чаще думает об укреплении государственных и общественных устоев. Он ставит государственные интересы выше личных. Раньше такой феномен фактически отсутствовал. Этот процесс воздвиг жанр исторического романа в элитарное искусство. В связи с открытием границы и проникновением исламского воззрения молодые поэты способствовали появлению новой волны в казахской поэзии. В их произведениях явно ощущаются романтические и неомодернистские тенденции. Мы наблюдаем также стремительное проникновение неосуфийских и религиозных мотивов в современную казахскую лирику. На мой взгляд, модернистские устремления современных казахских поэтов и писателей в связи с проникновением литературных опытов Запада поступательно влияют на векторы развития казахской словесности. В уйгурской молодежной среде дела обстоят иначе. Мы вступили в полосу творческого кризиса. В этом плане творчество Шаирям Баратовой достаточно отличается. Она последовательно идет по традиции уйгурского стиха, переосмысливает содержание и форму классического рубаи (четверостишие). Поэтесса уверена в том, что данный жанр в уйгурской поэзии не исчерпал своих возможностей. Поэтому мы наблюдаем своеобразные рубаи молодой поэтессы.
— Ваш личный совет молодым писателям?
— По моему мнению, молодой писатель должен серьезным образом чувствовать внутренний ритм своего произведения. Этот процесс также даст ему почувствовать тавтологию в своем произведении, уловить устойчивые повторы, которые являются своеобразными вирусами художественной словесности. Молодой писатель непременно должен знать также прежние литературные направления и стили, художественные вкусы своих предшественников. Именно они становятся источником непрерывного духовного роста и разнообразия писателя, следовательно, его внутреннего богатства. Истинный поэт видит мир в небывалой и устойчиво прекрасной форме, у него обязательно открываются «глаза» в сердце и душе. Именно наличие ока в душе в конце концов определяет истинную суть его поэзии или прозы. Всем известно, поэт мыслит метафорами, писатель — хронотопом, мышление последнего обусловлено ощущением целостности художественных событий. Писателям важно ощущение единства пространства и времени. Только тогда персонажи приобретают реальные черты. Это обстоятельство всегда тревожит их. Самое опасное в художнике — это его духовная слепота или безразличие. Еще хуже — корысть, которая может гасить любые признаки искренности. ХХ век стал разрушителем всяких духовных, информационных и иных границ. Мы видим, как сталкиваются между собой духовные ценности различных народов, их религиозные основы, мировоззрения и представления о культуре. Межкультурные противоречия неизбежны. В этих условиях для молодого поэта и писателя ценными качествами должны стать идеи и мотивы человеколюбия, миролюбия. Это может обеспечить духовную гармонию писателя. Они должны стать над миром. А ведь художники занимают высокое место после пророков и их сподвижников в осознании божественности.
Беседовал Кирилл ЛАДУТЬКО
Алматы — Минск
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.