Вы здесь

Борьба за рынок машиностроения ЕАЭС


Многие специалисты отмечают, что на рынке машиностроения сегодня наблюдается высокая конкуренция. Причем это происходит не только на внешних торговых площадках, но и внутри ЕАЭС. Компании пытаются удержать свои позиции и прибегают к помощи своих государств, при этом, порой, в обход основных принципов свободы торговли союза. По мнению первого заместителя министра промышленности Беларуси Геннадия Свидерского, в таких условиях необходимо вести больше переговоров и просчитывать все выгоды для партнеров по ЕАЭС. Что касается белорусских производителей, то их позиция на рынке союза достаточно сильная. Важно ее удерживать. Главное больше уделять внимания повышению уровня конкурентоспособности и работе над программами повышения качества, а также над применением новых разработок.


Слияния «МАЗа» и «КамАЗа» не будет

Как отметил Геннадий Свидерский, по основным позициям востребованность продукции белорусского машиностроения в ЕАЭС сегодня высока. Это подтверждено и рядом цифр в объемах продаж. Например, в России около 90% используемых карьерных самосвалов произведены компанией «БелАЗ».

«При этом на рынке России сегодня есть и «КамАЗ» и «Катерпиллер». Это может означать, что наша продукция очень востребована покупателями из ЕАЭС. Аналогичная ситуация и с колесными тракторами. Кроме Петербургского тракторного завода сегмент тракторов средней мощности принадлежит отечественному «МТЗ». Также успешно работает «Могилевлифтмаш». По микросхемам специального применения «Интеграл» занимает практически такой же объем, как все аналогичные заводы России вместе взятые. Мы востребованы. Но вместе с тем, в период обостряющейся конкуренции и волатильности сырьевых рынков нам нужно сохранить наш уровень», — пояснил Геннадий Свидерский.

Также он сообщил, что вопрос об объединении холдингов «МАЗ» и «КамАЗ» снят с повестки дня. Предложения российских коллег не соответствовали интересам «МАЗа». Изначально планировалось, что общий резидент будет создаваться на территории России. Кроме того, речь шла о передачи части акций белорусского предприятия. Эти условия не устраивали «МАЗ». Сегодня предприятие находится в поиске инвесторов и ведет переговоры с российскими и китайскими компаниями. Однако речь не идет о стратегическом слиянии. В ближайшее время ожидать каких-то шагов в этом направлении не стоит.

Видимые выгоды и невидимые потери

Несмотря на то, что членство в ЕАЭС подразумевает свободный вход на общий рынок, сегодня еще существует немало барьеров для взаимной торговли. Чтобы не терять свои доли, ряд предприятий при помощи государства выстраивают административные барьеры. Например, в России есть постановление №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Благодаря этому вводятся ограничения на участие в закупках в том числе и на продукцию, произведенную в ЕАЭС. Из-за этого по ряду позиций отечественная промышленность не может что-либо предложить. Также в России вышло постановление №926, в котором сказано, что российские участники будут иметь преференцию 15% в цене при закупках.

«Если у нас единое экономическое пространство, то не учитывать взаимовыгодную кооперацию в ЕАЭС — это разрушение ее основ», — считает Геннадий Свидерский.

Однако не всякая защита отечественного производителя одинаково полезна для всех участников рынка машиностроения. Например, для тех, кто производит комплектующие. Постановление №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», благодаря которому «Ростсельмаш» получает субсидию, а «Гомсельмаш» нет — вполне логично.

«Однако возникает парадокс. С одной стороны это защита компании «Ростсельмаш», чтобы она могла продавать больше и эффективнее. Но если взглянуть на то, из чего состоит белорусский комбайн, то оказывается, что многие его комплектующие производятся в России. Например, радиатор — оренбургский, мотор — ярославский, коробка передач из Смоленска, метал из Липецка. Выигрыш неочевидный», — пояснил заместитель министра промышленности.

Поддержка «Ростсельмаша» снижает объемы на ряде других заводов по производству комплектующих. Также и сам «Ростсельмаш», пользуясь преференциальной надбавкой, начал закупать комплектующие в других странах.

«Мы создали союз, но его нужно еще совершенствовать. По многим позициям сегодня нужно договариваться. Я убежден, что единый тариф на энергоносители в рамках
ЕАЭС, снятие административных ограничений по товарам, более эффективная работа над импортозамещением поспособствует улучшению взаимной торговли и процветанию всех партнеров», — отметил Геннадий Свидерский.

По его словам, с российскими партнерами эти вопросы пока что регулируются проще в сравнении, например, с Казахстаном, который стремится создать свою собственную обрабатывающую промышленность. Однако работа в союзе и умение договариваться должно принести выгоду всем партнерам, например, в поставках на рынки третьих стран.

Илья КРЫЖЕВИЧ

kryzhevіch@zvіazda.by

Название в газете: Война машин за рынок ЕАЭС

Выбор редакции

Общество

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Отдельное место занимает здание гимназии Зубакина и Фальковича.

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.

Экономика

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

С каждым днем на наших дорогах все больше электротранспорта.