В данный момент ЕАЭС добился достаточно неплохих результатов в свободе движения рабочей силы на территории пяти стран — членов организации. Насколько это важно для успеха евразийской интеграции, и какие позитивные и негативные стороны предполагает четвертая свобода ЕАЭС?
Свобода движения рабочей силы является одним из важнейших факторов любой продвинутой межгосударственной интеграции. Классическим примером выступает Европейский Союз. Ни для кого не секрет, что именно возможность после вступления в ЕС самостоятельно выбирать страну, в которой будешь осуществлять трудовую деятельность, служила одной из главных приманок евроинтеграции. В результате вступления стран Восточной Европы в Евросоюз миллионы поляков и болгар, литовцев, латышей и жителей других членов - новичков евроинтеграции переехали из своих государств и осуществляют трудовую деятельность в самых богатых странах Евросоюза — прежде всего Великобритании, Германии и Франции. Позитивным фактором для этих стран стал постоянный приток дешевой рабочей силы, позволяющий решать проблемы заполнения вакансий на фоне низкой рождаемости коренного населения, характерной для старой Европы. В частности, в Германии при самом большом населении в ЕС самая низкая в мире рождаемость. Некоторые из уехавших впоследствии возвращаются с накопленными средствами, часто открывая на них новые предприятия на территории своих родных стран. Но есть и определенный негатив в опыте Евросоюза по свободному перемещению рабочей силы. В некоторых новых странах ЕС складывается катастрофическая ситуация — молодежь и квалифицированные специалисты массово уезжают за рубеж на более высокие заработки, и резко повышается доля населения пенсионного возраста. Наиболее тяжелая ситуация складывается в Литве, Латвии, Болгарии и Румынии.
Ситуация в ЕАЭС со свободой передвижения рабочей силы имеет схожие особенности с ситуацией в Евросоюзе. Три страны из пяти в ЕАЭС (Россия, Беларусь и Казахстан) имеют намного более высокий уровень жизни, чем две другие (Кыргызстан и Армения). В результате жители Армении и Кыргызстана активно ищут и находят работу за пределами своей родины. Но введенное свободное перемещение рабочей силы не является тому виной. Еще до вхождения Армении и Кыргызстана в ЕАЭС ситуация была той же, поскольку все пять стран вместе были в СССР и не ввели визовый режим друг для друга после его краха. Поэтому жители Кыргызстана и Армении свободно покидали свою родину и в прежние годы в основном для поисков работы в самой крупной постсоветской экономике — России. При этом сам процесс официального оформления рабочего места в России был для них достаточно сложным и дорогостоящим, в результате чего сотни тысяч мигрантов не проходили его и работали нелегально, не имея в итоге возможности впоследствии оформить пенсию за отработанные годы или взыскать через суд невыплаченную зарплату. В результате возникала неприятная ситуация — права работника никаким образом не были защищены, что часто использовалось нанимателем для его эксплуатации. Нечего и говорить, что и налоги государству также не уплачивались, что подрывало государственный бюджет. Сотни тысяч жителей Армении и Кыргызстана находились в серой зоне теневой экономики.
Что же изменилось после присоединения Армении и Кыргызстана к ЕАЭС? Теперь жители всех пяти стран больше не нуждаются в оформлении разрешений на работу на территории ЕАЭС. Их права защищены почти так же, как и права работников, являющихся гражданами той страны, в которую они приехали на работу.
Уже есть равенство и по размеру подоходного налога, и по возможности пользоваться местными социальными услугами, введено взаимное признание дипломов об образовании. Осталось еще согласовать положения по пенсионному обеспечению работников-мигрантов, и тогда их права будут в полной мере защищены на всем пространстве ЕАЭС. В данный момент работа над проектом Договора о пенсионном обеспечении уже ведется, что позволяет ожидать его подписания в недалеком будущем.
Введенная в ЕАЭС свобода перемещения рабочей силы уже дает положительный результат. Недавно министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов, выступая на 6-й Глобальной встрече экспертов Международной организации по миграции (МОМ), привел достаточно интересную статистику.
Так, в Россию, являющуюся лидером по приему работников-мигрантов, в 2015 году с целью трудоустройства въехало порядка 520 тысяч граждан стран союза, а только за первое полугодие 2016 года — 730 тысяч.
Ну а чтобы в будущем в ЕАЭС были только позитивные эффекты от свободы перемещения рабочей силы, без того негатива, который наблюдается в Евросоюзе, необходимо проводить серьезную работу по выравниванию уровня жизни на всем экономическом пространстве евразийской интеграции.
Сергей КИЗИМА, доктор политических наук
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.