Продукция, произведенная в ЕАЭС, безопасная, если она соответствует техническому регламенту.
Перед Департаментом технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии стоит задача защитить потребителей от некачественных товаров. Разработать и принять документы, удовлетворяющие все страны, не так-то просто. Нужно учесть позиции сторон как с государственной точки зрения, так и с точки зрения бизнеса. Немаловажную роль здесь играют и потребители. В среднем разработка одного техрегламента занимает около 450 дней. Единая политика в этой сфере дает не только гарантию безопасности товаров, но и является «профилактикой» торговых войн. Ведь вся продукция должна соответствовать единым требованиям. О том, как сейчас работает ЕЭК в этой сфере, рассказала Наталья СИНЯКОВА, советник Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии.
Новые требования
Исполнение технического регламента обязательно. Он устанавливает требования для безопасности продукции. Для того чтобы максимально учесть мнения каждого, разработка документа проходит несколько этапов. Для начала из заинтересованных представителей науки, бизнеса и государственных органов создается рабочая группа, которая начинает сопровождать документ еще с момента его подготовки. После того как он создан, техрегламент отправляется на публичное обсуждение, которое длится не менее двух месяцев. В это время каждый человек как потребитель, прочитав его на сайте, может направить в комиссию замечание и предложение. После этого идет доработка и рассмотрение документа в странах консультативными органами.
Когда техрегламент утвержден Советом ЕЭК, состоящим из пяти вице-премьеров государств-участников, для продукции вводится переходный период. Он может быть разным и зависит от готовности производителей перейти к новым требованиям.
В части пищевой продукции шесть первых техрегламентов были приняты еще в 2011-м в рамках Таможенного союза. Позже к ним добавились требования к безопасности пищевых добавок в 2012-м, молочной и мясной продукции — в 2013-м. Последние изменения в этой категории были внесены 18 октября 2016 года, когда был принят техрегламент по рыбе и рыбной продукции. Сейчас в планах разработка еще по трем направлениям: алкоголю, питьевой воде, расфасованной в емкости, мясу птицы и продукции его переработки. К разработке документов в этом сегменте относятся очень тщательно.
В продукцию машиностроения и электротехники прошлый год тоже внес свои изменения. Был принят регламент об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники. Три техрегламента по железнодорожному транспорту как раз представляют ту отрасль промышленности, которой было наиболее сложно приспособиться к новым требованиям, поэтому переходный период здесь продлевали.
Улучшаем качество
Если технический регламент устанавливает минимальный набор требований, обеспечивающих безопасность, то стандартизация повышает их качество. Это является следующим шагом для развития нашего рынка. Порядок разработки и принятия перечня стандартов обновили в октябре 2016 г., где предусмотрели, чтобы он разрабатывался параллельно с техническим регламентом, чтобы повысить эффективность. Актуализацию перечней будут проводить не реже одного раза в год. «Мы стремимся развивать межгосударственную стандартизацию, чтобы производители знали, что у нас одинаковые правила игры», — отметила Наталья Синякова.
Сегодня одобрены перечни стандартов к 33 техническим регламентам. Для того чтобы обеспечить переход от национальных стандартов, приняты 32 программы по разработке межгосударственных стандартов. Кроме этого, ведется активная работа по взаимодействию с соответствующим органом СНГ. Сейчас программой предусмотрено создание 2075 стандартов. Переход к межгосударственным стандартам позволит повысить качество продукции.
Повышаем взаимодействие
Основным документом, закрепившим основы технического регулирования, является Договор о создании ЕАЭС. Но для развития интеграции между нашими государствами предусмотрена разработка еще трех международных договоров.
Первый — «О принципах и подходах к гармонизации законодательства государств — участников ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов». «Государственный контроль — один из столпов нашей системы. Сейчас он находится на уровне государств-членов и проводится в соответствии с местными законами. Мы определяем нашим проектом международного договора подходы к его проведению с целью гармонизации законодательства. Это потребует некоторых изменений в существующих законах, но при определении сопоставимых критериев мы сможем говорить, что у нас применяются одинаковые подходы к контролю на рынке», — говорит эксперт.
Второй договор в этой сфере — «О правилах и порядке обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами». «Этот документ уже разрабатывается комиссией. Он учитывает положения Директивы 2001/95/ЕС об общей безопасности продукции, которая действует в Европейском союзе. Продукция сейчас делится на три вида. Та, которая непосредственно покрыта нашими техническими регламентами, занимает большую половину рынка. Продукция, которая включена в наш единый перечень, но технические регламенты на нее не приняты, регулируется национальным законодательством государств-членов и обращается только на их территории — это около 15% объема рынка. Вся остальная продукция занимает треть всего объема рынка. Ее определили как не имеющую достаточной степени риска. Например, спички. На такой продукции написано: «Не подлежит обязательной сертификации», — рассказала советник Департамента техрегулирования и аккредитации ЕЭК.
Третий международный договор, находящийся в разработке, — о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами. «Это наиболее быстро продвигающийся проект, — обратила внимание Наталья Синякова. — Мы уже направили его в государства-члены на проведение внутригосударственных процедур. Его идея выросла из понимания необходимости развития взаимоотношений с другими интеграционными объединениями и странами, даже если учесть вопрос отсутствия лабораторий в некоторых государствах. Это очень важно при условии того, что, к примеру, в Евросоюзе может быть больше учреждений, которые проводят испытания продукции. Некоторые из них достаточно сложные. И, возможно, лаборатории в других странах не могут себе этого позволить. При этом у нас есть различия в требованиях. Эти различия и несут в себе технические барьеры в торговле. Посредством данного международного договора мы определяем порядок устранения препятствий и предлагаем заключение отдельных международных договоров со странами, которым это будет интересно».
Надежда АНИСОВИЧ
г. Москва.
Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.
В чем особенности китайской модернизации, какие перспективы взаимодействия Китая и Беларуси рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Республике Беларусь Чжан Вэньчуань.
В Беларуси 1 октября отметят День пожилых людей.