Вы здесь

Игорь ПОЗНЯК: "Главный в выпуске новостей - репортер"


Голливудские фильмы, героями которых являются телерепортеры, уже успели создать своего рода стереотип. Мол, важнейшей составляющей успеха в этой профессии является умение или, точнее, удача практичнски случайно (разумеется, вместе с оператором) оказаться в правильном месте в правильное время. Действительно, нельзя отрицать важность для репортера быть в центре актуальных событий, но в действительности значение имеет не только это. О секретах создания качественных выпусков новостей, умении удивляться, интересоваться и обращать внимание на мелочи, а также о важности "перезагрузки" сознания мы беседуем с директором дирекции информационного вещания канала "СТВ", ведущим программ новостей Игорем Позняком.


- Подводя итоги прошлого года и многие известные личности, и простые люди на своих страницах в социальных сетях упоминали прежде негативные события, произошедшие в 2016-м. Теракты, военные конфликты, аварии ... Игорь Алексеевич, вы же фактически каждый день работаете с такими страшными событиями, рассказываете о них. Сложно видеть позитив в жизни мира и делать акцент на положительных моментах?

- Мы привыкли мыслить штампами. Это в определенной степени характерно и для нашего журналистского сообщества. Наверное, когда люди думают о худшем, они его же и привлекают в свою жизнь. Вот посмотрите, когда наступает високосный год, уже в самом его начале многие готовятся к худшему. На самом деле в прошлом году было много и хорошего. Возможно, я как журналист, работающий в новостях, уже имею профессиональное умение ежедневно "перезагружать" сознание. Но уверен, что в прошлом году много было хорошего. Наконец-то белорусы, как и жители многих стран, стали иметь свои монеты, которые можно бросить на счастье в море, реку или фонтан, чтобы вернуться в это место. Помню, когда я впервые был в Праге 10 лет назад, пришлось бросить с Карлова моста в Влтаву евроцент, а в прошлом году я туда в очередной раз вернулся и оставил белорусскую копейку. Из событий на работе упомяну очень интересную командировку в Китай.

- Смотрите в будущее с позитивом?

- А по-другому, наверное, и нельзя жить. Следует думать о будущем хорошо, надеяться, что будет лучше.

- Вы уже упоминали умение "перезагружать" сознание от новостей о событиях, произошедших в течение дня. Наверное, для журналиста это очень важно, так как, постоянно работая с бесконечным количеством информации, легко потеряться?

- У каждого свой рецепт. Дома, после работы, смотрю последний эфир в 22:30 и после этого телевизор принципиально не смотрю. Чаще всего в нерабочее время я его только слушаю. При этом выбираю программы, не связанные с новостями, событиями. Например, люблю канал о собаках. Так до следующего утра мозг очищается от упоминаний о событиях предыдущего дня. У журналистов, работающих в программах новостей, есть понятие "информационный день", его надо начинать с чистым от отработанной информации сознанием. Даже чрезвычайно нежелательно употреблять слова "вчера", "накануне", "позавчера".

- Темпы работы в программах новостей сравнимы разве что со скоростью, которую обеспечивает интернет. Как телевидению с ним конкурировать и оставаться интересным?

- Действительно, информационные сайты в интернете являются серьезными конкурентами другим электронным СМИ. Но тут дело не только в скорости. У каждого СМИ – будь то газета, телеканал, сайт - своя специфика и своя аудитория. Интернет-новости позволяют быстро рассказывать о событиях. Но специализация выпусков новостей на телевидении немного другая. Так, в течение дня мы в телеграфном стиле рассказываем, что, где и когда произошло. А уже вечером вместе с коллегами предоставляем репортажи о событиях, но уже рассказываем о них через свое авторское видение. Например, когда делали сюжет о том, как циклон Аксель пришел в Беларусь, мы не просто излагали факты, но наш репортер сам взял в руки лопату и откапывал машину из снега. Летом, когда были сильные ливни, мы после съемок вместе выжимали воду с одежды репортера. Кто из коллег, работающих на интернет-порталах, чтобы написать материал, сам ныряет в непогоду? А наши корреспонденты это делают - чтобы рассказать, показать и поделиться впечатлениями. В этом смысле телевидению пока нет конкурентов.

- Вы ведь и сами раньше работали репортером?

- Когда представляется такая возможность, я и сегодня делаю репортажи.

- Какие темы вам интересны? О чем с удовольствием рассказываете?

- Я против разделения тематических коридоров между репортерами. Например, когда корреспондент рассказывает только о новостях политики или культуры. Я был репортером в то время, когда строилось новое здание Национальной библиотеки. Как говорят, "сидел" на этой теме и периодически делал репортажи о том, что происходит на строительной площадке. Через некоторое время мой руководитель отметил, что я начал повторяться. Да, разумеется, сказать новое и по-новому о том, что уже несколько раз мной самим же сообщено, очень сложно. Возможно, другой репортер нового не расскажет, но в любом случае заметит какие-то детали и аспекты, взглянет на них своими глазами. Если бы у меня была возможность вернуться в ежедневную репортерскую работу, я с удовольствием делал бы разные репортажи. Не хочу делать одно и то же каждый день. Сегодня мне интересно было бы полететь на самолете в кабине пилота, прыгнуть с парашютом, а завтра - рассказать важные новости политической жизни страны. Вот тогда работаешь с энтузиазмом, тогда чувствуешь себя настоящим репортером. Это как новые жизни проживать. Наша профессия уникальна, она позволяет каждый день переживать новые ситуации. Сегодня тебя допустили в операционную, ты полчаса моешь руки вместе с хирургом, а завтра - наблюдаешь за работой центра управления полетами.

- Мне кажется, что интересоваться всем, быть очень любознательным - это тоже умение, которому надо учиться. Хотя бы просто не лениться ежедневно открывать новое.

- Настоящие репортеры немного сумасшедшие. У них горят глаза, они неимоверно любознательные, умеют заметить и указать на детали. Репортер - тот, кто готов в любой момент помчаться на край света.

- А как ваша семья относится к такой одержимости работой?

- Мои дочь и мама, наверное, до конца не понимают, зачем я это все делаю (смеется). На самом деле чаще всего я не дома, а где-то на работе. А дочь пережила очередной период, когда и сама захотела стать журналистом. Семья на то и семья: даже если им что-то не нравится, они тебя поймут. Поймут, почему я пришел домой не в шесть вечера, а ближе к полуночи.

- Выпуски новостей имеют достаточно консервативный формат. Трудно представить их без традиционных составляющих. Легко ли быть креативным в таких жестких рамках?

- Консервативность выпусков новостей - в определенной степени миф. Да, новости - это классика, но сейчас на рынке электронных СМИ, телеканалов достаточно жесткая конкуренция, в которой нужно побеждать. Волей-неволей будешь искать новые формы подачи материала. Сейчас мы пытаемся нащупать другой формат итоговой информационно-аналитической программы недели, которая на нашем канале так и называется - "Неделя". Например, намеренно выходим из студии, записываем подводки ведущих в разных местах. Так, когда делали программу, посвященную деноминации, наши корреспонденты выезжали в те места, изображения которых расположены на новых банкнотах. Хотя все можно было сделать традиционно в студии на фоне декораций. Когда была программа, посвященная 25-летию распада СССР, мы поехали в Беловежскую пущу, в то самое место, где решалась судьба страны. Стараемся, чтобы репортеры "примеряли" на себя ситуацию, становились участниками или свидетелями событий.

- Где подсматривают такие "фишки"? Опираетесь на опыт зарубежных коллег?

- Подсматривать у коллег не очень правильно. У каждого свой подход. Более того, у зарубежных новостных телеканалов немного другой формат. Там новости выстраиваются по четкой схеме, и за ними чаще всего не видно репортера. Такие новости делают журналисты. Это тоже сложно, так как нужно быстро, точно, правдиво сообщить о событии. А задача репортера немного другая, надо еще и "примерить" на себя это событие. Главный в выпуске новостей - не ведущий, а репортер. Что касается придумыванию "фишек", то у меня свой рецепт. Я люблю после работы пройтись по городу несколько километров. За это время рассматриваю все вокруг, ставлю себе задачу обязательно чему-нибудь удивиться, думаю, как бы я об этом рассказал зрителям. Рассказал так, чтобы мой сюжет запомнился. В каждом репортаже, как вишенка на торте, должна быть яркая, необычная деталь. Если из репортажа запоминается хоть что-то, по моему мнению, это лучший критерий успешности.

- Вы родом из Миор, что на Витебщине. Я с удовольствием посмотрела несколько ваших больших репортажей из родного города. Сложно было рассказать по-новому о том, что знакомо с детства?

- Эти проекты родились почти случайно. Мы обсуждали подготовку сюжета о 500-летие Миор и планировали туда направить нашего корреспондента по Витебской области. Но руководство узнало, что я сам родился в этом городе, поэтому других кандидатур для путешествия и не предлагали. И работа меня настолько увлекла, что поехав за пятиминутным репортажем, я вернулся с целым фильмом более чем на 20 минут. Так сложилась судьба, что я очень долгое время не был на родине, поэтому возвращение в родной город для меня стало возвращением в то время, "когда деревья были большими". Я очень многое увидел по-другому, но и заметил, что многое в хорошем смысле осталось по-прежнему. Это меня, наверное, и вдохновило на создание фильма. И потом, уже в рамках проекта "Я шагаю по стране", с удовольствием сделал еще один. Тем более что в родном городе действительно есть что посмотреть. Например, самую длинную набережную в Беларуси, сделанную из плит взлетно-посадочной полосы военного аэродрома.

Марина ВЕСЕЛУХА

vеsіаluhа@zvіаzdа.bу

vesіaluha@zvіazda.by

Выбор редакции