Вы здесь

Корреспондент «Звязды» посмотрела, как проводится обряд «Куры»


Обряд "Куры" - своеобразная визитка села Вирков Кличевского района. У него свои традиции. Никаких коз и медведей, исключительно потомки того самого петуха, под знаком которого, согласно китайскому календарю, нам жить целый год. Участники обряда - детвора от 6 до 14 лет. Веселой птичьей семейкой летают они по дворам, поют поздравительные песни. Так здесь колядовали испокон веков, а четыре года назад обряд был признан нематериальной историко-культурной ценностью Беларуси. Накануне каждого Старого Нового года маленькая деревня Вирков снова живет в предвкушении чуда. Жители пекут блины и готовят различные сладости. Надо же не обидеть цыплят.


Цыплята - желанные гости в любом доме.

Деревенские развлечения

Из Могилева до Виркова без личного транспорта просто так не доберешься. Полтора часа по железной дороге, а дальше хоть пешком иди 20 километров. Общественный транспорт, к сожалению, туда ходит редко. Но спасибо кличевским депутатам: встретили, довезли и даже дождались, чтобы подбросить обратно до станции. Конечно, можно было бы остановиться в ближайшем к железной дороге Дмитровце, где существует группа "Купалачка". Именно она продемонстрировала этот обряд для списка культурных ценностей. Но носители живут именно в Виркове. Поэтому даже не было вариантов.

Маша и Полина Воронич, Карина Лопатина, Алина и Анжела Умец - цыплятки как на подбор. Девушки оделись в длинные платья с вышивкой на подолах, повязали пестрые платки на вирковский манер. Из мальчиков компанию им составил только Миша Васьков. Но роль у него самая ответственная. Он носит рождественскую звезду с иконой Божьей Матери и мешок, куда складываются дары от благодарных односельчан. И надо обойти дома до заката. Такие условия этого обряда.

Раньше, говорят, взрослые сопровождали детей, наблюдали за ними из-за угла дома. Сейчас эту роль выполняет заведующая местного клуба Жанна Васькова. Но в дела не вмешивается. У цыплят и так все получается хорошо. Они смело открывают калитки, стучатся в окна и двери: выходите, хозяева, цыплятки пришли. В дом заходить нельзя, даже в такой звездный для кур год. Дети это хорошо знают и поют на пороге. На провокации зайти не покупаются.

Жители охотно включаются в игру. "Кто такие, чего хотите?" - с наигранным удивлением выглядывает из-за двери хозяйка. Дети кричат, что они куры, поют рождественские песни, и их надо отблагодарить. Женщина исчезает и быстро возвращается с большим пакетом сладостей. В Мишин мешок сыплются печенье, конфеты, другие сладости. "Спасибо тебе, хозяйка, - кланяется парень. - Чтобы было у тебя и во дворе, и в сарае, и в доме".

Пожелали внуков на счастье.

Дела идут хорошо. Еще только два дома посетили, а уже большой пакет подарков насобирали. "Спасибо, ребятки! Заходите к нам каждый год, не забывайте", - кричит им вслед Наталья Васкович. Она живет в деревне с 1988 года и каждый год ждет к себе цыплят. Говорит, что это для нее счастье.

Нина и Петр Секацкие положили в рождественскую корзину оладьи и домашнюю колбасу. Хозяйка родом из этих мест, но 40 лет жила в Минске. Сейчас потянуло на родину. Обряд знает с детства, но немного уже забывать стала. И вот будто снова вернулась в детство.

Цыплята в этом составе колядуют уже пятый год. Говорят, что нравится ходить, дарить радость людям. "Наш визит - это хороший знак, будет везти весь год, урожай будет хороший", - со знанием дела говорит Михаил. К народной традиции дети относятся ответственно. Миша, например, сам шестиконечную звезду делал. И украсил ее иконой Казанской Божьей Матери. Но с детской непосредственностью считает ее Вирковской, потому что верит в то, что она деревню оберегает.

Угощения для цыган.

Кур меняют цыгане

На деревню опускается вечер, и дети бегут по домам. Но праздник продолжается. Инициативу в свои руки берут... цыгане.

- Отбились несколько цыган от табора и остались в деревне, познакомились с панночкой и молодым барином, потом к ним присоединились невеста с женихом - и пошли ходить по домам, - знакомит с происхождением обряда Жанна Васькова. Она же по совместительству цыганка. Обряд, в отличие от Кур, пока еще не приобрел статуса нематериальной ценности. Но здесь готовятся к отчету.

Участники опытные, колядуют уже третий год. Одежду подбирали по описаниям пожилых людей. Бич, например, обязательный атрибут цыгана. А у мехоноши должен быть свисток. А еще надо иметь колокол на палочке. Чтобы было издали слышно, что цыгане идут.

Пестрой компанией двигаемся по улице. Стучим в дом: "Позвольте цыганам погреться. Раз в год бываем, никому не досаждаем". И хозяева позволяют, приглашают в комнату к новогодней ёлке. Гости поют рождественские песни, потом предлагают погадать. Цыганка берет хозяйку за руку и, кто бы сомневался, просит сначала "положить на ручку денег кучку". За щедрость обещает счастливую жизнь и богатство на целый год. Потом достает из кармана соломинки и предлагает тянуть. Если попадется длинная и толстая, то урожай будет хороший и богатый. "Чтобы была пшеница, как красивая девушка, чтобы капуста уродилась всем на удивление, чтобы водились свиньи, телки и различные птицы, чтобы дом был всегда богатым. Желаем счастья, здоровья и доли, а горя - никогда", - ряженые наперебой так и сыплют пожеланиями. Хозяйка довольна, приглашает прийти на следующий год.

Невеста с женихом выглядят естественно.

"Как угостите, так и придем", - обещают бойкие на язык гости. Женщина идет за сладостями и быстро возвращается с блинами, яблоками, салом и хлебом. "Спасибо за подарки, а мы пойдем дальше колядовать, добрых людей с праздником поздравлять", - прощаются цыгане.

В следующем доме колядующих отблагодарили сосисками. "Своей колбасы, к сожалению, нет, только городская, - оправдывался хозяин, протягивая подарок. - Мы с женой хоть и родились в Виркове, но всю жизнь прожили в Минске. Вот немного и забыли традиции, но в следующий раз обязательно подготовимся".

- У нас тут весело, - говорит Жанна Васькова по дороге к следующему дому. - На Пасху волочебныя песни поем. На Купалу собираемся. Люди здесь так всегда жили.

Вирков - деревня хоть и малонаселенная, но по размерам большая, дома или жмутся друг к другу, или стоят на большом расстоянии. Раньше, говорят, места свободного не было. За последнее время много домов снесли. Но народные предания не забывают. Например, тот ручей, что попался нам по дороге, когда-то был большой рекой. Но после того, как здесь утонул 7-летний мальчик, мать прокляла речку и она обмелела. Один колдун предложил вернуть ей былую мощь, но требовал в откуп семилетних коня, петуха и мальчика. Коня и петуха нашли, а вот мальчиком жертвовать не стали. Так и осталась речка ручьем. За ним как раз живут Галина и Василий Умец. Для ряженых они даже богатый стол накрыли.

- Колядую-колядую, колбасу чувствую, - смеются ряженые и охотно принимают приглашение. Котлеты, картофель, квашеный кочан, домашние разносолы - ничего вкуснее этих простых деревенских блюд, кажется, в жизни не существует.

Все-таки весело жили наши предки. Ехала домой, а в ушах все еще звучало. "Мы частушки на колядки развеселые поём. Вы нас хорошо угостите, или обидимся, пойдём". "И сегодня Сочельник, и завтра Сочельник, пожалуйте на Колядки, поиграем хотя бы". "Сеем, веем, развеваем, благополучия всем желаем, вы готовьте нам блины, чтобы красиво пели мы". "Коляда, Коляда, пусть обходит вас беда. И пусть на ваш порог придет радость в Новый год".

Кстати, оба обряда "Куры" и "Цыгане" на Кличевщине возродились благодаря небезразличному к народным традициям человеку Жанне Ачинович. Именно она позаботилась, чтобы записать обрядовые песни, которые еще знают местные старушки. Теперь они в общей сокровищнице нашей страны.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора

zіgulуа@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.