Вы здесь

Интересные факты из истории белорусской почты


Как могли наказать письмоносца, который потерял сообщение в дороге? Когда на работу на станции связи начали принимать женщин? Как выглядели первые почтовые ящики? Об этом можно узнать в историко-информационном центре "Белпочты".


Сотрудница историко-информационного центра «Белпочты» Татьяна Гузенкова проводит экскурсию.

Мужская профессия

До XIV столетия почту перевозили гонцы. На эту должность подбирались люди выносливые и сильные, так как в пути подстерегала опасность: звери, разбойники. Гонцы всегда имели рожок и молот или стрелы, чтобы защитить себя. Письмоносцы также должны были знать местность и иметь хорошую память (наиболее важные сообщения не записывались, а передавались устно). Иметь таких почтальонов могли только богатые люди.

Во все времена к тем, кто перевозил письма, были очень высокие требования. За провинности и плохие новости жестоко наказывали. Царь Алексей Романов в указе 1671 года потребовал бить ямщиков палками, чтобы письма приходили вовремя. А при Петре I почтальону, который исказил информацию или потерял сообщение, грозил смертный приговор.

Сейчас штат почты на 85 процентов составляют женщины. Но вплоть до середины XIX века на эту службу принимали исключительно мужчин — образованных, знающих географию и несколько языков. Форма шилась на средства самих же работников и потом передавалась по наследству. Женщин начали принимать на работу, только когда появилась телеграфная связь (в Беларуси первые телеграфные станции были построены в 1859 году в Минске и Бобруйске). Первая дама в столичной конторе была оформлена телеграфисткой в 1905-м. До 1917 года на эту должность брали девушек старше 18 лет, вдов и тех, кто был в браке с чиновниками почтово-телеграфного ведомства (если жена болела, муж должен был выполнять ее обязанности). Женский труд оплачивался хуже мужского, но дамы стремились сохранить свои места. Известен даже случай, когда телеграфистка, после того как ее муж уволился с почты, решила оформить развод, чтобы не потерять работу.

—  Годовой заработок обычного почтальона Минской конторы в начале ХХ века составлял 150 рублей. А его начальника — в 10 раз больше, — рассказывает сотрудница историко-информационного центра "Белпочты" Татьяна Гузенкова, которая проводит для нас экскурсию.

Почтовые штемпеля.

Доставка каретой и самолетом

Регулярная государственная служба доставки почты появилась на территории нашей страны в 1649 году. Содержалась она на налоги населения. После того, как в 1667 г. в деревне Андрусово было заключено мирное соглашение между Россией и Речью Посполитой, отдельным пунктом которого было развитие почтового сообщения, создали первый почтовый тракт — по направлению Москва - Вильня. Он проходил через такие города, как Могилев, Минск. Корреспонденция отправлялась раз в неделю. Из Москвы до Вильни письма доходили за 21 день.

В том же 1667 году в Минске появился первый почтовый ям (прототип станции). В его штате было три ямщика и один староста. Здесь можно было поменять лошадей, переночевать. Позже почтовые ямы были созданы в Мстиславле, Могилеве, Борисове, Смиловичах, Радошковичах, Молодечно.

По дорогам корреспонденцию развозили повозки и кареты. В начале XIX века стали использовать также дилижансы. Средняя скорость этих карет составляла 10 км/ч. Дилижанс ехал и днем и ночью и останавливался в таверне только для еды и смены лошадей.

В 1917 году появляются почтовые вагоны. А в 1932-м открылась первая белорусская почтовая авиалиния Минск - Глуск - Паричи - Мозырь на самолете У-2. Через три года для регулярной перевозки писем стали использовать воздушную линию Минск - Москва. В 1940 году построили аэродромы в Пинске, Вилейке, Барановичах и открыли новые почтовые авиалинии: Минск - Барановичи - Пинск - Брест - Минск и Минск - Вилейка - Белосток - Минск.

Ящики весом до полцентнера

Долгое время письма пересылались без конвертов (в России конверты появились в 1845 году). Поэтому к содержанию писем были определенные требования: например, чтобы в тексте не писали нецензурных слов.

Первую же марку в России выпустили в 1857 году. На ней был изображен государственный герб и проставлялся счет почтового сбора.

— За конверт нужно было заплатить одну копейку серебро, за пересылку — 5 копеек. Получить открытку в то время было дорогим подарком, —  говорит Татьяна Аркадьевна.

Почтовые ящики в городах стали устанавливать в 1850-х годах. Сначала они были деревянными, но их иногда поджигали, и письма не сохранялись. Поэтому решили делать чугунные. Правда, такие ящики были слишком массивными: один мог весить до 49 килограммов! Материал в результате заменили на другой металл. В 1910 году конструктор Павел Шабаров разработал почтовый ящик с донными дверцами, которые открывались механически, когда к ним прикладывали специальный ящик. Эта система сохранилась и по сей день.

Сургучные печати.

Ящики устанавливали в почтовых конторах, магазинах мелочей. В Минске было время, когда их вешали даже на общественный транспорт — автобусы и трамваи. Почту собирали два раза в день. Письмоносцам выдавали красные пластинки: они должны были положить их в ящики, когда доставали откуда корреспонденцию, и вместо них забрать синие. Таким образом осуществлялся контроль. Сейчас это делает электронная система слежения.

От арифмометра к компьютеру

В музее почты собрано много интересных экспонатов. Например, форма почтальонов, в которой обслуживали Олимпиаду-1980. Или все марки, выпущенные в стране с 1992 года. И даже письменные жалобы на работу станций Витебской губернии в 1861 году, в частности на потерю корреспонденции и плохое меню.

Посетители могут ознакомиться с техникой, которая использовалась в отделениях в разные времена. Арифмометр, суммирующие аппараты, маркировальные машины... Кассовый аппарат "КИМ", на котором шел прием подписки и телеграмм. Татьяна Аркадьевна, которая работает на почте более 40 лет, лично опробовала каждую из этих машин.

— Что было самое сложное в использовании? —  задумывается она. — Наверное, "Онега-3", электромеханическая машина. Но мне нравилось все новое, поэтому я с интересом осваивала любую технику.

Сотрудница историко-информационного центра показывает нам также изобретение работника почты —  "успокоитель жидкости". Выглядит устройство как две перекрещенные пластины. Почтальоны, которые перевозили корреспонденцию в вагонах, ставили эти пластины в кастрюлю с супом, чтобы тот не выливался при движении.

Всего в музее собрано около 5 тысяч экспонатов (из них 4 тысячи — это коллекции открыток, конвертов, марок). Многое лежит в запасниках, поэтому экспозиция периодически обновляется.

Справка

Историко-информационный центр "Белпочты" был создан по инициативе работников предприятия в 2005 году. Он находится в Минске на улице Вокзальная, 22. Посещение музея бесплатное.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubnеuskауа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея Никоновича.

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.