Вы здесь

Причина торговых конфликтов — в недоурегулированности?


Изначально создание союза было выгодно прежде всего предприятиям-экспортерам и бизнесу. Однако пока многое по-прежнему зависит не столько от наличия/отсутствия определенных условий, созданных наднациональными органами ЕАЭС, сколько от инициативы конкретного руководителя предприятия или конкретного бизнесмена. Недавно в Минске эксперты из Беларуси и России обсудили, как работает союз и что необходимо бизнесу, чтобы получать от этого максимальную выгоду.


Вместе искать новые рынки

Ольга ПОЛИТИКО, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, обратила внимание: тема интеграционного взаимодействия была важна и когда все страны нынешнего Евразийского экономического союза находились на подъеме.

— И особенно она важна теперь, когда мы видим трудности в экономическом развитии наших стран, — сказала депутат. — Объединяясь с кем-то, мы стремимся прежде всего найти выгоду для себя. В ЕАЭС входят страны с разным уровнем развития, структурой экономики, площадью, численностью населения. Поэтому интересы, с которыми каждая страна вступила в этот союз, различаются.

Проблема в деньгах и бюрократии

У белорусского бизнес-сообщества также есть претензии к принципам работы над нормативно-правовыми актами в рамках ЕАЭС, зачастую предприниматели не могут донести свою позицию до Евразийской экономической комиссии. Виктор МАРГЕЛОВ, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, считает, что структуры ЕАЭС работают недостаточно оперативно. Вторая проблема — нехватка денег на то, чтобы белорусская сторона, в частности, бизнес, более активно участвовала в проработке наднациональных документов.

— Мы не сумели сконцентрировать деньги на то, чтобы активно участвовать в работе над важнейшими документами ЕАЭС, — сказал Маргелов. — Попробуйте вы куда-нибудь в Ульяновск отправить человека на форум, где будут приниматься решения. Это деньги. Для сравнения, Казахстан в Москве содержит 300 экспертов, которые работают над документами Евразийского экономического союза. Мы же не сообразили, как одного человека от бизнеса отправлять на важные совещания.

В то же время нельзя забывать и об общих духовных ценностях.

— И если говорить о том, с кем вести совместную деятельность, понятно, что прежде всего с теми странами и людьми, которые разделяют общие ценности, — считает Виктор Маргелов. — Я думаю, что, оставаясь в рамках ЕАЭС, мы принимаем единственно правильное сегодня геополитическое решение для Беларуси.

Нужно встречаться

Татьяна ГЛАЗУНОВА, сопредседатель Делового клуба женщин Беларуси и России, учредитель Группы компаний ROSA, высказала мнение, что бизнес в ЕАЭС недостаточно активен.

— Те структуры, которые призваны создавать какие-то условия для бизнеса, — они, в принципе, все сделали, даже создали Суд ЕАЭС. Кто-то чуда ждет от созданных структур? В обычной жизни, используя суды, мы четко осознаем, что процессы, которые там происходят, очень долгие. Суд Евразийского экономического союза никаких чудес не сделает. Здесь мнение бизнесменов и предпринимателей, с которыми я встречаюсь и общаюсь в рамках общественной деятельности, одно: необходимо объединяться, разговаривать, элементарно озвучивать проблемы, которые возникают на тех или иных этапах развития бизнеса, взаимодействия между разными бизнесами в разных странах.

Не войны, а спорные вопросы

Отвечая на вопрос о причинах так называемых «продовольственных войн» с Россией, Ольга Политико отметила, что называть их войнами нельзя. По ее мнению, это прежде всего спорные вопросы между субъектами хозяйствования.

— Главный вопрос тут — в недоурегулированности нормативно-правовых актов, например, какие сертификаты мы признаем друг у друга. Если говорить о пищевой продукции, то должна быть единая методика ее испытаний во всех пяти странах. Должен существовать единый для ЕАЭС реестр лабораторий или испытательных центров, чьи результаты будут признаваться на территории всего союза.

При этом депутат обратила внимание, что подобные спорные вопросы возникают, когда сталкиваются интересы отдельных групп субъектов хозяйствования в двух странах. В таком случае решать эту проблему должны в том числе наднациональные органы. Парламентарий также подчеркнула, что предприятия, которые считают, что их продукцию необоснованно не пустили на рынок России, должны подавать иски в Суд Евразийского экономического союза.

— Как сообщили мне в этом суде, срок рассмотрения дела — до трех месяцев. И они призывают, чтобы такие вопросы рассматривались не главами государств, а в суде, чье решение будет обязательным для всех пяти стран ЕАЭС, — обратила внимание Ольга Политико.

Татьяна Глазунова также согласилась, что подобные конфликты предприятий некорректно называть войнами.

— Это прежде всего спорные вопросы между субъектами хозяйствования. Вопрос в том, какие мы сертификаты признаем, какими аккредитованными лабораториями они выданы. Если сертификаты соответствующие есть, значит, никакой «Роспотребнадзор» не может предъявлять никаких претензий. В Евросоюзе так работают, а там очень высокие требования к качеству продукции. Должна быть единая методика сертификации во всех пяти странах.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Название в газете: Привыкнуть друг к другу

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.