Вы здесь

За счет чего выживает придорожный сервис?


Сегодня придорожная сеть развивается в соответствии с Указом «О мерах по развитию придорожного сервиса" от 2008 года, а также согласно генеральной схемы развития на республиканских автомобильных дорогах. С момента подписания документа прошло уже девять лет. И рядом с областными центрами придорожный сервис сейчас развит на высоком уровне. Однако как обстоят дела в районах, далеких от крупных городов? Наш корреспондент попытался выяснить это на примере трассы М1, известной в народе как "олимпийки".


Секрет фирмы

Барановичский район находится практически посередине между белорусским столицей и Брестом. Участок трассы М1 здесь составляет 71 километр. Всего на нем размещается 8 объектов общественного питания — примерно одно учреждение на каждые 9 километров. Руководитель отдела экономики Барановичского районного исполнительного комитета Елена БЯГЕЗА считает, что ситуация с придорожным сервисом в регионе стабильная, и водители в течение этого отрезка имеют достаточное количество кафе.

"Еще в 2007 году мы проехали по трассе и определили места, где необходимо построить пункты питания, заправки. И на сегодняшний день все выделенные тогда площадки используются по назначению — то есть, объекты на них построены и функционируют. Сегодня у нас есть только одна свободная площадка, находящаяся около зубра (скульптура недалеко от деревни Петковичи), и мы предлагаем ее инвестору. Пока на нее нет покупателя, однако если возникнет заинтересованность, то эту землю можно будет получить без аукциона. потенциальным инвесторам мы объясним все возможные льготы и поможем выбрать наилучший вариант для реализации бизнеса".

По мнению Елены Бягезы, успешность работы придорожной сети района связана с близким расположением от Барановичей. "Мало того, что объекты используются как придорожный сервис, также они востребованы в выходные и горожанами. У нас действительно красивые площадки, на которых можно хорошо отдохнуть". Еще одна причина успеха — это многофункциональность таких объектов. Учредители располагают их рядом, благодаря чему посетитель может получить самые различные услуги в одном месте. "Единичный объект, например, общественного питания не дает такой эффективности. В этом и заключается секрет: именно комплекс помогает заинтересовать путешественника. Чтобы рядом были СТО и гостиница, магазин и кафе".

Мало туристов, много горожан

Директор придорожной таверны "Замок зубра" Наталья Сергель говорит, что деньги позволяют зарабатывать крупные мероприятия, которые заказывают жители Барановичей, а также люди из окрестных деревень. Кафе спасают банкеты и свадьбы, на которых могут заказать около 100 посадочных мест. "Люди, проезжающие мимо, не дали бы нам большой выручки, — уверенно Наталья. — Именно торжества приносят основной доход". Поэтому близость к населенным пунктам действительно имеет значение.

А количество путешественников зависит от сезона, уверенно Наталья. "Летом, конечно, приезжает гораздо больше людей. А в январе останавливается много россиян, которые едут за границу. Сейчас бывает двадцать, тридцать, пятнадцать клиентов в день".

Оборот в обычные дни, когда никаких мероприятий нету, невелик. По мнению директора таверны, сложно назвать какую-то одну причину, почему выручка так сильно колеблется. "Во-первых, в связи со сложным финансовым положением в стране покупательная способность падает и в обычном магазине, а что говорить о ресторане? Во-вторых, мы находимся все-таки далеко от города". Но, несмотря на то, что кафе находится на отшибе и вдали от заправок и магазинов, даже здесь посетителям предлагаются различные услуги. В здании, например, находится мини-отель, в котором периодически останавливаются путешественники.

В отличие от предыдущего места, рядом с которым нет других придорожных пунктов, напротив кафе "Старый друг" есть еще одно, а также автосервис и магазин. "Конечно, то, что мы размещаемся как бы в комплексе, помогает привлечь клиентов, — говорит директор "Старого друга "Наталья Латышева. — Также у нас располагается туристическо-информационный центр, в котором можно приобрести буклеты с информацией о регионе. Это привлекает путешественников ". Кроме того, для привлечения клиентов в кафе активно используют приятные мелочи вроде бесплатного интернета.

"Наиболее прибыльные дни для нас — понедельник, пятница и суббота", — отметила Наталья Латышева. По ее мнению, наибольшая проблема придорожного сервиса сегодня — это малое количество клиентов из числа водителей и путешественников, хотя трасса М1 является достаточно загруженной. Поэтому Наталья согласна с тем, что без банкетов придорожному кафе пришлось бы очень трудно. "Исключительно в качестве придорожного сервиса зарабатывать практически невозможно. Спасает лето, так как у нас в это время открывается терраса".

Впечатления путешественников

А как оценивают уровень придорожного сервиса его потребители? Студентка Анна Янкович регулярно ездить из Минска в Пинск. Водители автобусов постоянно делают санитарные остановки в Барановичском районе. "Обычно мы останавливаемся рядом с заправкой за несколько километров от города. Там же есть кафе-бар, в котором можно купить все необходимое для дороги — еду и средства гигиены". Остановки недалеко от Барановичей делаются потому, что город находится на полпути от Минска.

По мнению Анны, минусы придорожного сервиса в Барановичском районе сегодня отсутствуют. "Мне комфортно ездить по этому маршруту. Хотелось бы разве побольше магазинов вдоль трассы, так как цены в кафе все же выше, да и ассортимент меньше".

В целом уровнем придорожного сервиса на этом участке трассы довольны и дальнобойщики, однако их также беспокоят цены. "Количество кафе вдоль трассы М1 не вызывает вопросов , — подчеркивает директор компании-грузоперевозчика "Гранд-Алвад" Александр Гузаревич. — Но проблема в том, что для белорусских дальнобойщиков они дорогие. Может, для водителей-иностранцев или туристов цены приемлемые".

По словам Александра, дальнобойщики чаще останавливаются на заправках, где сегодня также можно перекусить и выпить кофе. "Люди хотят быстро заправиться, перекусить чем-нибудь — и поехать дальше. И цены там более доступны", — говорит он.

Сегодня придорожный сервис наиболее развит у относительно больших городов. Зато, например, в Столбцовском районе, который находится следом за Барановичским в минском направлении, вдоль трассы практически не осталось кафе, которые работают. В местном исполнительном комитете ответили, что почти все придорожные заведения, где можно было поесть, больше не функционируют или "находятся на переоформлении". Это значит, что на участке в 38 километров водителям негде поесть, кроме как на заправочных станциях. Для сравнения: в Барановичах живет почти 180 тысяч человек — это в десять раз больше, чем население Столбцов. Выходит, что именно количество жителей ближайшего города, а не загруженность трассы, определяет прибыльность придорожного кафе.

Вот такой парадокс: учреждения открывались для путешественников, но реально держатся за счет горожан. Кафе работают, однако без крупных мероприятий они вряд ли были бы рентабельными. Да банкетов не было бы вовсе, если бы пункты питания находились далеко от Барановичей. А настоящий наплыв "проезжающих клиентов" бывает только летом.

Положение обычных кафе усложняют заправки, на которых перекусить можно дешевле. А именно на цены в первую очередь обращают внимание и водители, и пассажиры. Чтобы выигрывать конкурентную борьбу, придорожным кафе необходимо снижать цены. Однако готовы ли собственники пойти на снижение доходов? И останутся ли их учреждения после этого рентабельными? Что касается заправок, то для них общественное питание — побочный вид деятельности, без которого они все равно имели бы деньги. Но в любом случае необходимо принимать какие-то меры, так как пример Столбцовского района показывает, что целые участки магистрали могут остаться без объектов общественного питания вообще.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by

Фота Анатолия Клещука

Название в газете: Банкеты, туристы и дальнобойщики

Выбор редакции

Общество

Сегодня — 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны

Сегодня — 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны

В Беларуси День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны — памятная дата.

Общество

Как организовать правильный уход за волосами горячей порой

Как организовать правильный уход за волосами горячей порой

В 90 % случаев люди не знают, как правильно мыть голову.