Вы здесь

Очарованные небом


У военных вертолетчиков, отца и сына Павловых, на двоих - более 5 тысяч часов, проведенных над облаками

Вдвоем они очарованы небом и не представляют свою жизнь без винтокрылых машин. Несмотря на то, что Александр Николаевич свое уже отлетал, его все равно тянет туда, где свистит ветер и гудит мотор. Выйдя на военную пенсию, летчик-снайпер применяет свой богатый опыт в разработке авиатренажеров. Зато за двоих летает его сын, который служит в 50-й смешанной авиационной базе, что в пристоличных Мачулищах.


От восторга до высшего пилотажа

А началось все с обычного юношеского увлечения авиацией, которое вылилось в поступление в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

- Случалось, что в школе прогуливал занятия, - рассказывает старший Павлов. - Если учителя просили меня объяснить причину, я говорил, что был в военкомате. И кто-то даже пошутил: мол, летчиком будешь, раз часто в военкомате бываешь!

Так и получилось. Правда, стал Александр Павлов не летчиком, а вертолетчиком. О том, что в училище готовят управлять вертолетами, узнал, уже когда был зачислен в ряды курсантов. Но об этом никогда не пожалел.

Свой самый первый полет старший Павлов помнит и сегодня. Было это на вертолете Ми-2. "Летели тогда с инструктором, молодым лейтенантом, который сам недавно закончил училище, - вспоминает летчик-снайпер. - Я сидел и держался за управление, он пилотировал. Потом и мне дал подержаться за штурвал. Интересно было. Все это очень заворожило..."

После окончания училища в Сызрани лучших выпускников отправляли служить за границу. Александр Павлов попал в Монголию. В Улан-Баторе был сразу назначен командиром экипажа (авиаторы с высшим образованием на то время были в дефиците), а через три года стал летчиком первого класса. Потом служил в Белорусском военном округе. Здесь, в Бобруйске, женился, дважды стал отцом. Потом была Германия, а затем снова Беларусь. В запас полковник авиации ушел с должности начальника армейской и транспортной авиации страны. Сегодня Александр Павлов тестирует авиатренажеры, созданные отечественным ВПК - одним словом, тот же летчик-испытатель.

- Раньше тренажеров не было, авиаторы осваивали технику непосредственно во время полетов, - рассказывает вертолётчик. - А как во время реального полета можно отработать особые случаи: например, отказ двигателя или пожар на борту? Благодаря современным тренажерам это возможно. Нынешнее поколение летчиков и вертолетчиков до автоматизма отрабатывает все особые случаи, чтобы в реальной ситуации (конечно, лучше чтобы ее не было!) справиться со всеми трудностями.

Любовь к авиации - по наследству

То, что сын пошел по отцовскому пути, не удивительно. Евгений Павлов с детства ходил с отцом на аэродром, наблюдал за тем, как он летает, - любовь к авиации, без преувеличения, передалась ему по наследству. Повлияла и среда, в которой рос: в военных городках, где жили, летчики и вертолетчики были на каждом шагу. Еще школьником летал на вертолетах. Конечно, в качестве пассажира.

Как признается Евгений, при выборе профессии отец никогда не навязывал ему свое мнение. "Сначала я хотел стать кардиохирургом, но к авиации у меня любовь с детства, - рассказывает вертолётчик. - Я всегда гордился, что мой отец - летчик. Сегодня подобные слова слышу уже в свой адрес от дочери..."

Отцовской радости не было предела, когда сын поступил на авиационный факультет Военной академии. А один раз, уже через несколько лет после учебы, старшему Павлову даже удалось лично оценить уровень подготовки сына.

- Я полетел с ним в качестве инструктора, - вспоминает Александр Павлов. - И был доволен полетом, а главное, убедился в том, что мой сын на своем месте. Он очень любит летать...

Кажется, ему повезло больше, чем отцу. Евгений как пришел в 50-ю смешанную авиабазу после Военной академии, так служит здесь уже двенадцатый год. Но, как признается сам вертолётчик, он готов ко всему, так как к переездам привык с детства.

- Небо везде одно и то же, - убежден Евгений Павлов. - Когда поднимаешься ввысь, остаешься один на один со стихией. Есть только ты и пятый океан. Бывает, летишь ночью по маршруту, смотришь, а в лесу один домик светится. Думаешь, а кто там живет, а какая у того человека судьба. Вот тут люди вместе живут, а он тут один... Когда у меня некоторые семейные проблемы (например, заболеет ребенок) или неприятности на службе, стоит только взлететь - и ты обо всем забываешь. Думаешь только о полете и о выполнении поставленной задачи.

До недавнего времени Евгений Павлов летал на вертолете Ми-8 старой модификации. Теперь он среди тех счастливчиков, кто сидит за штурвалом новых винтокрылых машин, которые недавно пополнили авиапарк 50-й базы. Как признается летчик, переучиться было несложно. "По технике пилотирования данная модификация мало чем отличается от предыдущей, - считает командир вертолетного отряда (на Ми-8) вертолетной эскадрильи (на Ми-24, Ми-8). - Но это уже усовершенствованная техника, машина XXI века".

Как говорят вертолетчики, настоящий профессионал должен летать в любую погоду. Интересно, что и отец, и сын предпочитают пасмурное небо. "Чем сложнее, тем лучше. Летать в солнечную погоду - легче легкого, а вот в неблагоприятную..." - говорят они в один голос.

- Часто ли обращаетесь к отцу за профессиональными советами? - спрашиваю у Евгения.

- Постоянно. У него богатый опыт службы в советской армии. Мы многое взяли именно оттуда. Именно на той базе, на той старой школе мы построили наши белорусские военно-воздушные силы. Наша авиация занимает достойное место в Вооруженных Силах, а некоторым государствам даже есть чему у нас поучиться!

Вероника КАНЮТА

kаnуutа@zvіаzdа.bу

Фото Надежды Бужан

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.

Калейдоскоп

Выбираем семенной картофель

Выбираем семенной картофель

Огород без картофеля — не огород. И сейчас время покупать семенную «бульбу».

Образование

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Напомним, в третьем сезоне заявки на участие в конкурсе подали 193 проекта.