Как совместить маркетинг и гостеприимство.
Вчера в своем любимом и, казалось, до мелочей знакомом Минске случайно открыла чрезвычайно интересное место, куда теперь буду не стесняться приглашать гостей "из дальнего и ближнего зарубежья» и собственно жителей столицы. В самом центре появилась (признаюсь честно: не знаю, давно ли) необычная кофейня. Точнее, кофейня-книжный магазин. Отнюдь не типичное явление, по крайней мере, для нашего неискушенного подобными коммерчески-творческими экспериментами города.
В уютном довольно просторном помещении — точно в доме старого минского интеллигента. Потертый диван, несколько уютных, тоже отнюдь не новых кресел на низких ножках, всего три небольших столика, на одном из которых прильнула портативная пишущая машинка с заправленным листом, в центре стоит пианино, клавиши которого от времени из белых стали цвета слоновой кости. На широком подоконнике — радиола, которую слушали, наверное, лет сорок назад, виниловые диски. В углу — скромная барная стойка с кофейным аппаратом, вовсе не заметная, она не доминирует, как в остальных кафе...
А здесь доминируют книги. Расставленные на полках вдоль стен, они еще больше делают помещение похожим на уютную старую квартиру. Каждое издание можно взять в руки, полистать, заинтересовавшись, даже почитать, заказав чашечку ароматного кофе. Так, наверное, и делают любители-завсегдатаи этого чудесного места, а у того, кто попадает сюда впервые, просто глаза разбегаются. Тут вам и книги Короткевича с 25-томника, и все книги Светланы Алексиевич, и последний роман Архана Памука, который обсуждается на форумах во всем мире, и "Русская канарейка" Дины Рубиной, и "Зимняя дорога" Леонида Юзефовича — за этот документальный роман автор недавно получил премию "Большая книга". "Собор Парижской Богоматери" и "Мастер и Маргарита" — в подарочном крупноформатном варианте, с яркими иллюстрациями. Книга-театр с сюрреалистическим сюжетом, которую рассказывают объемные картинки и подписи к ним... Все они новые, изданные в прошлом году. Каждую книжку можно тут же и купить, но не думаю, что много желающих это сделать. Не только из-за цен, они не больше, чем в других магазинах. Сюда хочется вернуться, чтобы, устав от шума за окном, уютно устроиться на диване и полистать понравившиеся страницы.
Об этом мы и говорили с подругой, когда, утолив свое любопытство библиофилов, присели, наконец, за столик и заказали кофе, который, поданный в асимметричных глиняных чашках явно авторской работы, оказался на удивление крепким и вкусным. В кафе тихо звучал блюз, из посетителей, кроме нас, никого не было. Мы говорили о людях, которые не ожидают помощи, не жалуются на жизнь, а пытаются найти и занять свое место в городе, где имеют счастье жить. О прекрасной бизнес-идее, воплощенной в жизнь, которая должна давать неплохой доход. И о том, что она пока, наверное, такой прибыли не дает, так как даже в первой половине дня в центре европейской столицы с двумя миллионами жителей и сотнями туристов здесь должно быть не два посетителя, а двадцать два. Или хотя бы двенадцать. Но их нет, так как кроме удачной реализации удачной идеи, должна быть еще и ее не менее удачная реклама. (Как у музея кота, например, с ним чуть ли не весь Минск встречает все сезоны года и праздники — о приуроченных к этому музейных вечерах изображения четырехлапых "мимими" сообщают билборды в самых людных местах).
А про книжный магазин-кафе мы услышали случайно от знакомых. Сам бы век не догадался, даже пройдя под окнами. Ни броской вывески, ни сообщения на ближайшей станции метро. Даже в интернете — всего несколько отзывов и сообщений, что такое место в Минске появилось. Понятно, что кофейня задумывалась как своеобразный клуб библиофилов и не рассчитывалась на толпу посетителей. Но ведь и библиофилам и просто заинтересованным лицам, которые элементарно хотят выпить кофе в спокойной, достойной и романтической атмосфере, не мешало бы сообщить о том, что такое место есть совсем рядом, а не полагаться на одно только «сарафанное радио».
Тем более в нашем городе, где и библиофилы, и заинтересованые, и даже авантюристы — в большинстве своем упорные домоседы. С работы — домой, и никуда больше, разве что по дороге заскочить в магазин. Утром из дома — на работу, вечером — в обратном направлении. В театр, на выставку, в ту же кофейню за уши не вытянешь. И дело тут вовсе не в деньгах, как возразят сейчас некоторые. Чашка кофе в кафе, которую так увлеченно описываю, стоит три рубля. Не так уж и много, к тому же никто не заставляет вас то кофе заказывать, можно просто зайти, побыть в новой обстановке, познакомиться с новыми людьми. Но зачем эти хлопоты, зачем напрягаться, зачем смотреть по сторонам, интересуясь, что и где, если можно по прямому маршруту — до квартиры, а там бухнуться на диван, набрать в тарелку еды и включить телевизор...
Парадокс, но, попадая в другую страну (или даже просто в другой город), мы словно с цепи срываемся. Интересуемся всем, заходим везде. Через неделю официанты в кафе уже знают нас по имени и делают скидку, а мы сами готовы водить экскурсии по историческим местам. Если же приезжают гости к нам — теряемся, вопрос "что у вас тут можно посмотреть?" заставляет надолго задуматься, а "где здесь можно в центре вкусно перекусить?" вводит хозяев в состояние шокового оцепенения.
И это при том, что у нас все есть — и знаменитое гостеприимство, которое, слава богу, никто не отменял, и интересные места, куда приятно и самому зайти и приезжего туриста привести. Только почему-то нередко эти составляющие существуют у нас параллельно, лишь иногда (да и то случайно) соприкасаясь.
Как их совместить в отдельно взятом обществе? Может, в какой-нибудь умной книге и написано, но мы пока ее не прочитали.
Елена Левкович
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.