Вы здесь

Марианна Муренкова: "За час в прямом эфире худеешь на килограмм"


Прямой эфир скрывает для телеведущих много сюрпризов: можно забыть имя героя, не уложиться во время да и вообще отступить от сценария, написанного редакторами. О всех плюсах и минусах работы "не под линеечку" и без черновика прекрасно знает наша сегодняшняя собеседница. Телеведущая Марианна Муренкова хорошо известная зрителям молодежной программы "Пин_Код", которая со вторника по пятницу выходит на канале "Беларусь 2". Мы беседуем о секретах профессии, важности быть собой и учиться в авторитетов.


— Марианна, как начинался твой профессиональный путь на телевидении? Ты с детства мечтала быть ведущей?

— Я не случайный человек в профессии телеведущей. Работать на телевидении хотела с детства, но это не было большой мечтой и стремлением. Окончила филологический факультет БГУ по специальности "русская филология", и уже в студенческие годы узнала, что могу достаточно хорошо писать. Когда начали работать над курсовыми работами, мне не хотелось сидеть в библиотеках, и я писала что-то от себя (смеется). Студенткой 5 курса я пришла на один из кабельных каналов просто попробовать, как это — снимать сюжеты, новости. Потом работала в столичном журнале "Променад", который выходил в формате гида по культурной столицы. Я поняла, что рассказывать о культуре — это и есть моя жизнь, но в какой-то момент работы в журнале стало мало, и я пришла на телевидение. Сначала вместе с Алиной Кравцовой делала программу "Культурные люди" — наверное, единственную, которую я смотрела каждые выходные еще с детства. Мне посчастливилось быть в команде с Алиной, именно она рассказала, как надо работать. Специализируюсь на культуре, не делаю новости и не работаю корреспондентом. Поэтому, рассказывая о событиях, все пропускаю через себя, через душу. Вот уже 5 лет я на телевидении, стараюсь сделать что-то красивое и интересное. Если у меня это получается, то хорошо.

— Сама смотришь телевизор? Работа кого из коллег больше всего нравится, восхищает?

— Люблю политические программы, новости, с удовольствием смотрю репортажи обо всем, что касается журналистики, общественной жизни. Мне очень нравится, как работает Владимир Познер, люблю шоу Опри Уинфри, которое в течение нескольких десятилетий выходило на телевидении и является для меня идеалом. Из белорусских телеведущих впечатляет Светлана Боровская, можно учиться каждый день, просто ее слушая. Мне посчастливилось с ней работать в программе "Доброе утро, Беларусь!", здесь я редактор и пишу сценарии для Светланы. Это очень хороший опыт.

— Ты ведущая молодежной программы "Пин_Код". Это накладывает отпечаток и на поведение в эфире, и на специфику работы?

— Работая в молодежной программе, ты понимаешь, что являешься примером. Стоит себя так вести, так делать, чтобы чему-нибудь научить подростков, передать свой опыт. Даже одежду для эфиров подбираю соответствующую. Программа "Пин_Код" выходит в прямом эфире, это тоже накладывает свой отпечаток на работу. Время ограничено, в наушниках голоса режиссера, редактора, при этом нужно завершить каждое интервью так, чтобы оно выглядело цельно, красиво, не было оборванным. Мне кажется, за программу в прямом эфире худеешь на килограмм.

— Чем еще примечателен прямой эфир?

— Это не работа по сценарию, где все заранее продумано, прописано, а ты просто повторяешь. Сценарий для нас — только опора. Я так считаю. Но некоторые ведущие даже в прямом эфире стараются не отклоняться от сценария, считают обязательным проговорить все, что написал редактор. Для меня сценарий — поводырь, за которым идешь, ты от него просто отталкиваешься, наполняешь своим содержанием. Я не люблю работать под линеечку.

— Свои программы пересматриваешь?

— Да, чтобы видеть, как работают коллеги, как я сама работаю. Полтора года назад, когда я только пришла на проект, пересматривала каждый свой эфир, чтобы узнать об ошибках. Я очень самокритична и всегда сама к себе придираюсь, вижу недостатки. Даже когда мне говорят, что все было прекрасно. Всегда нужно учиться, развиваться. Поэтому меня удивляют люди, которые вышли в эфир несколько раз и считают себя знатоками, позволяют себе расслабиться.

— А важно учиться у коллег, иметь среди них своих учителей, советников?

— У меня есть авторитеты в профессии, даже среди коллег. Их мало, но я считаю, что такие люди должны быть у каждого, если он хочет чего-то достичь. Думаю, нельзя научиться быть телеведущим. Как и в каждой профессии, можно приобрести только определенные навыки, умения. Но в целом ты или можешь работать, или нет. Тысяча часов упражнений над дикцией ничего не стоит без харизмы. Тысяча прочитанных книг теряют ценность, если не сделаешь так, чтобы слушали только тебя. Поэтому нужно себя наполнять: читать больше книг, смотреть больше хороших фильмов, слушать хорошую музыку, общаться с интересными, умными людьми. Последнее, наверное, самое важное.

— Но на экране нужно быть и красивой...

— Важная составляющая успеха во всем — хороший, позитивный настрой, улыбка. Стараюсь перед эфиром освободиться от всяких мыслей: что бы ни происходило в жизни, следует работать здесь и сейчас для зрителя, забывать все проблемы, которые есть. Я заметила, даже если болит голова, желудок, когда включается камера, все вдруг проходит. Мне кажется, главный секрет — в любви к своей профессии, к тому, что ты делаешь. Стоит любить не себя в кадре, а все, что тебя окружает в работе. Нужно больше отдавать, вселенная услышит и обязательно отблагодарит хорошим зрителем. Также важно быть собой. Если имеешь свою "фишку", харизму, ты ни на кого не похож, не стараешься за кем-то повторить и идешь своим путем, то рано или поздно чего-то достигнешь. Пусть и не сразу.

— Можешь вспомнить смешные случаи, которые происходили во время эфиров?

— Да они постоянно происходят! Чаще всего связаны с тем, что мы с коллегами иногда забываем текст. Когда вы видите, что ведущие то и дело перебрасывают "поводья" разговора между собой, значит кто-то из них забыл. Однажды я забыла, как зовут гостя. А Виталик Карпанов, мой коллега, как-то забыл, как правильно по-английски звучит название группы. Поэтому каждый раз подводил реплики так, чтобы его называла я. Ведущий — профессия, где многое от тебя не зависит. Зритель видит, как ты загримирован, какая у тебя прическа, как ты одет, что говоришь. Все думают, что это и есть ты. Но на самом деле все зависит от хорошего гримера, стилиста, редактора, режиссера, правильно поставленного света.

— Комфортно чувствуешь себя в коллективе?

— Мне очень нравится коллектив Белтелерадиокомпании. Люблю своих коллег. Представляешь, все работают в прямом эфире, все на стрессе, на нервах, но в то же время умеют сохранять спокойствие, улыбаться. Мы много улыбаемся, шутим, дружим, поддерживаем друг друга, помогаем. Никто не тянет одеяло на себя, а это очень важно.

— У журналистов есть одна особенность: нам очень сложно "отключиться" от работы и действительно отдохнуть.

— Да, это очень сложно. Утром просыпаюсь и лихорадочно вспоминаю, что следует сделать в каждом из проектов. Чтобы работать на телевидении, нужно быть настоящим трудоголиком. Не каждый сможет полностью посвятить себя профессии, на втором плане оставить личную жизнь. Поэтому и отдыхаю я также в процессе работы. Мне для отдыха много не нужно. Если долго отдыхаю, начинаю скучать.

— Ты уже отмечала, что имеешь филологическое образование. Но чтобы быть ведущей, этого не совсем достаточно. Может, посещала дикторские курсы?

— Я долгое время профессионально пела, занималась академическим, джазовым вокалом. Это ведь тоже влияет и на дикцию, и на поведение. Это же работа с диафрагмой, правильная постановка голоса. Не было такого, что я резко стала телеведущей, к делу я шла фактически всю жизнь, с детства: ходила в театральную студию, занималась музыкой, ходила в художественную школу. Это ведь тоже влияет: развивает вкус, помогает строить сюжет.

— Мечтаешь создать свой авторский проект? Какой теме он был бы посвящен?

— Все должно происходить в свое время. На телевидении работаю не так долго, только 5 лет. У меня нет любимых тем, любая тема любимая. Каждую программу нужно делать качественной, интересной, улыбаться и нести хорошее настроение зрителям.

Марина ВЕСЕЛУХА

vеsіаluhа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея Никоновича 

 

Выбор редакции

Общество

Столичная география: как выглядит Минск на старинных картах и планах

Столичная география: как выглядит Минск на старинных картах и планах

Предприятие «Белкартография» «выпустило уникальное источниковедческое издание «Минск на старинных картах и планах».

Калейдоскоп

Гороскоп на эту неделю

Гороскоп на эту неделю

ОВЕН. Высокая работоспособность, предприимчивость и уверенность в себе помогут добиться успеха. 

Общество

Поколение Z реального леса боится?

Поколение Z реального леса боится?

Каждый гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.