Они называют себя курсантами, носят военную форму и даже откликаются на воинские звания. Почти профессионально разбирают и собирают автомат Калашникова, владеют воинским уставом, с легкостью отличают погоны и практикуются в медицине — одним словом, готовые солдаты! Только большинству из них до совершеннолетия еще далеко...
Немногие выпускники центра стали офицерами. Но большинство юношей отслужили срочную службу, причем на сержантских должностях, остались в армии по контракту. Остальным усвоенные в центре уроки патриотизма и доброты пригодились в других, не менее важных и ответственных профессиях.
Любовь к Родине — с детства
Подобного учреждения, в котором уже со школьной скамьи дети осваивают военную науку, в стране больше не существует. Это не кадетские или военно-патриотические классы, в которых допризывная и медицинская подготовка являются профильными предметами. В "Векторе" обучение осуществляется по специальной программе, разработанной основателем и бессменным руководителем центра Игорем Лазаревым, который в прошлом году стал Человеком года Минщины.
— Во время службы в 30-й отдельной железнодорожной бригаде я понял, что поздно юноше, который пришел в армию, объяснять, что такое патриотизм, — рассказывает руководитель центра патриотического воспитания молодежи, который здесь и учитель, и инструктор в одном лице. — О любви к Родине надо говорить раньше: в школе, а еще лучше в детском саду. Вот и ходили с отделением взвода охраны по школам, где знакомили подростков с военной службой. Это был как раз тот момент, когда убрали из учебного процесса допризывную подготовку. И напрасно, потому что я увидел у подростков интерес к армии, ко всему тому, что с ней связано.
Размышления длинными ночами в карауле вылились в образовательную программу. Идею Игоря Лазарева поддержала местная власть, и вскоре в Жодино появился центр, где начали проводиться первые занятия по патриотическому воспитанию.
Центр как путь к исправлению
В "Вектор" подростки приходят после школьных уроков. Занятия начинаются после того, как воспитанники переоделись. Причем не в спецодежду, а в настоящую боевую форму! У каждого из курсантов есть и парадный комплект, в котором они участвуют на многих торжествах и мероприятиях.
Никто принудительно на занятия не ходит. Главное правило в центре — добровольность. Не примут в ряды курсантов и в случае, если будут против родители. Правда, подобного за всю историю существования центра не было. Скорее наоборот.
— Чего греха таить, сегодня немало неполных семей, где матери самостоятельно воспитывают своих детей, — говорит Игорь Лазарев. — Чувствуется, что нехватка отцовского воспитания сказывается на формировании личности мальчика. Женщины понимают это, поэтому проводят своих сыновей к нам.
В центре занимаются преимущественно подростки, которые планируют связать свою судьбу с силовыми структурами. Но есть здесь и другие ребята. По просьбе учителей попадают в "Вектор" недисциплинированные ученики. Некоторые в шутку называют центр военизированной исправительно-трудовой колонией. И надо сказать, "реабилитация" происходит на глазах.
— Честно говоря, у нас обучаются не только самые лучшие ученики в школе, — признается Игорь Алексеевич. — Есть такой Коля, который в школе — главный нарушитель дисциплины. На занятиях в центре мальчик странным образом меняется, иногда его даже можно ставить в пример. Из Коли не будет директора, руководителя предприятия, но он обязательно станет хорошим парнем, военнослужащим, мужем и отцом. Хорошим быть трудно, но ему, как и многим воспитанникам, нравится быть таким. Постепенно этот образ переносится в реальную жизнь.
От присяги до оборонно-спортивных лагерей
Переодевшись в военную форму, воспитанники центра на несколько часов забывают о гражданской жизни. Здесь они — курсанты.
Правда, прежде они принимают присягу. Есть у воспитанников и свой "краповый" берет. Но носить его имеет право только тот, кто сдал экзамены и дважды был в оборонно-спортивном лагере. Воспитанники, которые не выдержали испытания, носят камуфлированные береты.
Центр — уникальное сообщество абсолютно разных, не похожих друг на друга подростков. Из взрослых здесь только руководитель. Остальные "штатные" должности — начальник штаба, заместитель по тылу, старшина, санинструктор, командиры отделений — занимают курсанты. Одним словом, детское самоуправление.
Кроме допризывной и медицинской подготовки, воспитанники центра осваивают военную историю, изучают традиции своего края. Именно благодаря самим курсантам, а также их руководителю в "Векторе" была создана комната истории, напоминающая мини-музей.
— В этой комнате дети узнают, что такое защита Отечества, кто они, защитники, — говорит Игорь Лазарев. — Важно объяснить, что защитник Родины — это не только солдат с автоматом в руках. Это и учитель, который дает человеку путевку в жизнь, и врач, который отвечает за наше здоровье, и комбайнер, благодаря которому в магазинах появляется хлеб, и даже тот же школьник, который держит оборону нашего государства во время учебы...
Чтобы больше углубиться в армейскую жизнь, на осенних, зимних и весенних каникулах для воспитанников организуются трехдневные военизированные сборы. Для ночлега в центре устроена специальная спальная комната, есть и столовая, которая скорее напоминает полевую кухню. Но в наиболее приближенные к армии условия курсанты попадают во время летних лагерей, которые в разное время проходили на территории 72-го объединенного учебного центра, Национального детского образовательно-оздоровительного центра "Зубренок", на других площадках. Летний лагерь — отличная возможность продемонстрировать воспитанниками то, чему они научились в центре.
На пути к мечте
Обучаются в "Векторе" и девочки. Здесь их называют солнышками, а они, в свою очередь, не пользуются гендерным преимуществом и наравне с мальчиками выполняют поставленные задачи. И надо сказать, показывают еще большие успехи, чем юноши. Многие из них, наловчившись здесь оказывать первую помощь, влюбились в медицину и стали врачами, медсестрами. Парней отсюда провожают в армию. Некоторые, кто в свое время занимался в центре, уже дослужились до подполковников.
Мечтают об офицерских погонах и вице-ефрейтор Артур Нарубов, курсанты Олег Одинец, Владислав Сузен и Николай Малюченко. Несмотря на общие интересы, мальчики очень разные. Влад — спокойный, дисциплинированный, полная противоположность Коле. На вопрос, почему пришел в центр, Влад отвечает, что давно увлекается военной темой, с двух лет ходит в сапогах (носит детское обмундирование, которое нашла ему мама).
Коля не из категории отличников. По его мнению, чтобы стать настоящим защитником Отечества, не обязательно хорошо учиться. Мальчику есть на кого равняться: прадед воевал в годы Великой Отечественной, дедушка служил в Афганистане, дядя — младший сержант.
— И ты будешь военным? — спрашиваю у Коли.
— Обязательно! Хочу служить там, где и брат: в спецназе.
Влад же мечтает о пограничных войсках. В то время, когда их одноклассники играют в компьютерные игры и проводят время за другими малополезными забавами, ребята четыре раза в неделю делают все для того, чтобы приблизиться к своей мечте.
Как считает глава "Вектора", современные дети очень много знают благодаря компьютерным играм. "Действительно, иногда там есть что—то полезное, но все это в теории, — убежден Игорь Лазарев. — Но если в реальной обстановке им придется поднять люк танка или потребуется зарядить магазин автомата, здесь теории мало: нужны сила и прочность. Это в игре есть три жизни, на деле же все далеко не так..."
Военная династия
Игорь Алексеевич для воспитанников — пример для подражания. Он для них и учитель, и лучший друг. Как признаются курсанты, могут поделиться с ним самым заветным, а если нужно, попросить совета.
Центр для Лазарева стал вторым домом, а воспитанники — членами семьи. Между прочим, то, чем он занимается, в прямом смысле передалось ему на генетическом уровне. Отец — кадровый военный, мать всю жизнь отработала в детском саду. Военная династия Лазаревых вообще началась с дедов — участников Великой Отечественной войны.
— Отец служил в морской авиации, постоянно по военным гарнизонам, поэтому другого жизненного пути я для себя даже не представлял, — признается Игорь Алексеевич. — Для меня вообще было удивительным, как это — ходить на работу: в моей семье служили.
Кстати, самого Игоря Лазарева в военное училище не приняли по здоровью, но он нашел выход. Призвался на срочную воинскую службу, после чего гвардии сержант остался в армии по контракту. Армии предана и жена, старший сержант медицинской службы. Отслужил срочную службу старший сын, младший — пока вице-сержант в центре, где царит атмосфера советского времени, когда все были единой семьей.
— Сегодня каждый живет в своем телефоне, — считает руководитель центра. — По большому счету, подросткам все равно, чем занимается их ровесник. В Советском Союзе мало встречалось таких случаев, когда каждый был сам за себя. Сейчас у ребенка, который едет в автобусе, даже нет мысли о том, что старшему надо уступить место. И когда пытаешься с ним разговаривать, то слышишь, что мама сказала делать так, чтобы хорошо было только ему. Я же воспитываю курсантов в том ключе, чтобы хорошо было окружающим, чтобы их поступками гордились родители, учителя, одноклассники...
***
Сегодня в центре патриотического воспитания молодежи — праздник. Отмечая день рождения своей альма-матер, воспитанники соберутся за сладким столом в импровизированной полевой кухне, обнимут один одного и по традиции споют: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."
вать воспитанниками то, чему они научились в центре.
Вероника Канюта
г. Жодино
Фото Надежды БУЖАН
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.