На самом деле, несмотря на всю абсурдность ситуации, с ней связана очень личная и трогательная история. Около месяца назад в редакцию позвонила пожилая женщина. В большой статье, опубликованной в нашей газете и посвященной деревням, которые "поглотил" Минск, Барановщина упоминалась всего в нескольких предложениях, но этого оказалось достаточно, чтобы привлечь пристальное внимание Лилии Мефодиевны...
А все потому, что она прочла: улица с таким названием сейчас существует. И действительно, человеку, близко не знакомому с ситуацией, трудно в этом усомниться. Поиск в интернете с уверенностью выдает карты с точным местоположением Барановщины. Однако если изучить их более подробно, оказывается, что на улице не осталось ни одного дома. Вот и получается такое чудо, но не природы, а городского хозяйства: сама улица вроде бы есть, а построек на ней нет, а раз зданий нет, то какая же это улица?
Но Лилия Мефодиевна не видит ничего смешного в таком положении вещей, ведь по справедливости это название должна была бы носить не то что улица — целый микрорайон! Если мы вернемся на полвека назад, то увидим, что Барановщина была довольно крупной деревней. Здесь располагались молочно-товарная ферма, кузница, складские сооружения, парники, несколько магазинов и даже своя школа. Именно школа и связала судьбу женщины с этой деревней. Несмотря на то, что семья жила в Медвежино, тогда еще девочка Лиля закончила начальную школу в Барановщине, а ее сестра и вообще выпустилась из этого учебного заведения, и самое главное — их отец работал там директором.
— Мне бы очень не хотелось, чтобы история деревни, даже если она сама и не сохранилась, была бесследно стерта из памяти людей. И это не только из-за моих собственных переживаний, которые в первую очередь связаны с почитанием моего отца, которому в этом году исполнилось бы 105 лет, но и потому, что там жили и работали достойные люди, считали это место своим домом, оно на всю жизнь осталось для них значительным, — рассуждает Лилия Мефодьевна.
Когда женщина вышла на пенсию, она занялась этим вопросом вплотную. До того, как в 1978 году Барановщина вошла в состав столицы и ее жителей встретили серьезные перемены, деревня располагалась в пределах нынешних улиц Тимошенко и Лобанка, вдоль улицы Притыцкого, тогда еще Раковского шоссе. Таким образом, трудно объяснить, почему микрорайон, а в дальнейшем и станция метро получили название совсем небольшой, на 4-5 дворов, деревни Кунцевщина, которая находилась совсем в другом месте — там, где сейчас Красный Бор, а такое огромное поселение было практически полностью проигнорировано.
Одноэтажные домики, которые ранее относились к деревне, а потом к одноименной улице, сносили постепенно, особенно долго держался один дом, чуть ли не на десятилетие дольше, — чем все остальные, — по адресу Барановщина, 23. Возможно, именно из-за него путаница и возникла. Тем не менее, настойчивая женщина решила разобраться в ситуации до конца, поэтому позвонила в окружающие поликлиники и почтовые отделения, пытаясь узнать, обслуживаются ли там жители этой улицы. В ответ везде слышала — нет! Однако, например, в онлайн-справочнике почтовых индексов до сих пор без труда можно отыскать индекс Барановщины. Правда, писать письма уже некуда...
Пытаясь как-то исправить ситуацию, представители городских властей решили присвоить название Барановщина хотя бы остановке общественного транспорта. Правда, остановка не самая загруженная, да и отсутствие привязки к существующим сейчас в микрорайоне названиям, скорее, вводит в ступор жителей столицы, чем напоминает об историческом прошлом этого места.
Такой результат Лилию Мефодьевну не удовлетворил, поэтому в сентябре 2014 года она обратилась на прямую линию к главе администрации Фрунзенского района. Он ее заверил, что вопрос уже прорабатывается, скоро будет принято решение. Через некоторое время, когда женщина уже даже перестала ждать, она получила официальный ответ. Выход нашелся: установить мемориальный камень в память о деревне, которая существовала на этом месте. Открытие памятника приурочили ко Дню города в прошлом году. Правда, разместили его не совсем там, где находилась сама деревня, а, скорее, там, где было удобно — у входа в крупный магазин. На торжестве дали слово и той, благодаря кому он появился.
Лилия Мефодьевна отмечает, что ей как дочери участника Великой Отечественной войны очень приятно, что в районе много названий присвоено в честь героев тех событий: Якубовского, Одинцова, Лещинского, Бурдейного, Притыцкого... Но это не значит, что нужно забывать о других составляющих истории — таких, как название деревни, которая долгое время существовала на этом месте. Положительный пример — тот же Зеленый Луг, который начал застраиваться чуть раньше: реальное историческое название сохранилось, это не препятствует существованию улиц, носящих имена выдающихся деятелей. Этот вопрос, когда проводилось проектирование улицы Тимошенко, она успела обсудить и с представителями районного управления архитектуры и строительства. Женщина предлагала новой части улицы присвоить название как раз-таки Барановщина, ведь улица Тимошенко и так достаточно продолжительная. Однако такое решение сочли нерациональным, так как новые улицы еще будут появляться и вполне могут получить такое название...
Да, могут, но не получают! И пока Барановщина существует только в памяти историков и неравнодушных к ее судьбе людей — как раз для них она значит многое, чтобы забыть самим или позволить забыть другим. И кто знает, может быть, это действительно только "первый камень"?
Р.S.
В одном из отделов главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома, который занимается организацией работы комиссии по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей г. Минска, нам сообщили, что на улице Барановщина на данный момент зарегистрировано 7 домов, поэтому нет и разговора о возвращении этого названия — оно, мол, и так существует. К тому же личные предложения комиссией не рассматриваются, они должны быть представлены либо организацией, либо по решению местного референдума. Таким образом, нас перенаправили в Национальное кадастровое агентство, где нам также сообщили, что по состоянию на 28 февраля 2017 года в Реестре названий улиц и дорог в г. Минске ул. Барановщина имеет место. Автор этих строк даже специально еще раз съездил на место, чтобы собственными глазами убедиться: ничего там нет. Вот вам и "Мертвые души" (вернее, улица) на современный лад!
Дарья КОСКО
В последние годы количество очередников существенно уменьшается
Пенсии рабочим — без ограничений, дополнительная поддержка — семьям.