Капсулы для сна, настольный теннис и здоровое питание уже готовы предложить некоторые компании своим сотрудникам в Беларуси. А на Западе около 10% арендаторов офисов среднего размера используют виртуальные рабочие места. Т.е. работать в большой международной компании становится возможным, даже сидя в деревне или на хуторе — был бы интернет. Мы постарались представить, куда ведут современные тенденции коммерческую недвижимость и как в связи с этим будет меняться вид наших населенных пунктов.
Смена поколений
Город будущего должен быть разумным. Он почти на сто процентов реализует наш спрос и является авангардом культуры. Спрогнозировать, что потребуется новым сотрудникам, можно, если проанализировать парадигму поколений.
После Второй мировой войны сформировалось поколение "бэби-бумеров" (1945—1960), которые ориентировались на восстановление разрушенных городов. Они упорно трудились и были не очень избалованы в технологическом отношении. Именно бэби-бумеры пожелали, чтобы на работе существовала кабинетная система, чтобы никто не мешал сосредоточиться и чтобы существовала жесткая иерархия. У этого поколения есть четкое разделение: дом, работа, отдых. Эти сферы не смешиваются, поэтому существует такой же строгий подход к разделению городской среды.
Следующее поколение Х (1961— 1980) отрицала ряд ценностей своих родителей. В мире появились первые персональные компьютеры, у людей расширился кругозор. Для них трудоголизм был уже не приемлем — более важен баланс семьи, отдыха и работы. Иерархическая система пошатнулась.
Поколение Y (1981—1995), или миллениума, в принципе не принимает существующую систему. Оно не собирается подстраиваться под работу, пусть работа подстраивается под него. Для этого поколения неприемлема жесткая социальная иерархия. Оно признает только харизматичный тип лидерства: пусть управляет тот, кто лучше знает и может это доказать. Именно поколение Y преобладает сейчас на рынке труда. Пространство становится более неформальным, а работа превращается в место реализации себя. Работа, отдых и другие сферы начинают воплощаться в рамках единого пространства. У поколения Y есть интересная особенность: они не хотят жить без родителей до 30-35 лет. Поэтому их еще называют "поколением Питера Пэна".
Поколение Z (рожденные после 1995), вырастает на интернете и социальных сетях. Оно живет в окружении многозадачности. Это поколение ориентировано на полностью мобильные средства общения с людьми, ему персональный компьютер уже не нужен. Сильно внедряются информационно-коммуникационные технологии, и все меняется кардинально.
Экономия времени — важнейшая задача
Вместе со сменой поколений происходит эволюция офисного пространства, потому что каждый хочет работать с комфортом. Ранее были открытые помещения на заводской территории, потом — кабинеты, которые существуют и сейчас. В 1980-х произошла определенная революция в восприятии офисов: людям начали предлагать не бетонные коробки, а услуги, что называется, сервис-офис. Это одна из краеугольных идей в разумном городе в контексте того, какие существуют потребности у современного и будущих поколений. В 2006 году начали появляться каворкинги (коллективные офисы), потом кампусы с чисто университетского понятия превратились в популярную форму организации бизнес-среды, где у людей есть все.
— Возникает имитация городской среды в пределах коммерческой недвижимости. И сегодня эта тенденция углубляется, — отмечает директор департамента консалтинга и исследований Соlliеrs Intеrnаtiоnаl Денис Четвериков. — С приходом поколений Y и Z изменилось само понимание пространства. Раньше люди брали портфель и в понедельник шли на работу. Сегодня многие работают дома. Сейчас офис — это не место работы, а место реализации себя как личности. Смарт-сити — это нарастание сложности, поэтому офис здесь многогранный. В нем есть социальная и игровая инфраструктуры, питание... Мы предлагаем некоторым делать капсулы для сна. У многих это вызывает легкий смех. Но у нас сильная IТ-сфера, где возраст четко определен: 25-30 лет, поколение Y. Они не хотят иметь фиксированные рабочие часы.
Сегодня экономия времени выходит на первое место. Люди на работе хотят жить: общаться, отдыхать, спать, есть... Меняется подход к офисному пространству. Многие рабочие вопросы даже на белорусском рынке решаются уже в ресторанах. Достаточно правомерно принимать неформальное общение как новую реальность. Вдогонку появляются дополнительные требования: душ, велопарковка, кухня. И глобально это распространяется на все здание и все, что вокруг. Возникает центр притяжения. Люди интересуются, где тут фитнес, бассейн, где ребенка оставить, постричься... Они меняют бизнес-центр в целом.
Современный офис не должен быть в центре города. Есть такое понятие, как "человеческое облако" (humаn сlоud). Сотрудники представляют из себя сеть: они связаны между собой через интернет или через другие средства. Им нет смысла ехать в центр города, потому что поколения Y и Z, как правило, живут в спальных районах и не хотят стоять в пробках и тратить время. Офис должен соответствовать их потребностям. Иначе люди не успевают жить.
Надежда АНИСОВИЧ
Два дня были насыщены уникальными выставками, полезными проектами и интерактивными площадками.
Один из лучших участковых Могилева-о пути к мечте и профессиональных буднях.