Вы здесь

Жилые дома и детские сады теперь должны строиться одновременно


Строительной отрасли сейчас необходимо ориентироваться на дальнейшее снижение издержек и создание комфортного и удобного жилья, поставил задачу заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин во время итоговой коллегии Министерства архитектуры и строительства. По его словам, при проведении экспертизы больше не будут пропускаться упрощенные варианты, ведь нужно создавать комплексную застройку жилой среды.


Именно о перспективах развития территорий жилой застройки корреспондент «Звязды» побеседовал с начальником главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Галиной Павловой.

— Вопросы о недостаточной социальной инфраструктуре поднимаются не впервые. Эта тема на сегодня обеспечена законодательной базой?

— Возведение жилых районов городов осуществляется в стране на основании градостроительных планов общего и детального планирования в соответствии с регламентом застройки. Там четко прописано, где и какие объекты разрешается размещать. Еще в январе 2014 года вступил в силу Указ главы государства №26 "О совершенствовании строительной деятельности", где конкретно прописано, что районы жилой застройки должны обеспечиваться всеми минимально необходимыми объектами социальной инфраструктуры. Это магазины, аптеки, школы, детские сады, а также пожарные депо — все, что влияет на безопасность населения и обеспечивает его благоприятной средой проживания.

— В свое время я ходил в школу, которая в районном центре стояла впритык к жилому дому...

— Теперь при развитии территорий должны выполняться и санитарные нормы, где обязательно прописывается расстояние от жилых домов до ближайших школьных учреждений. Это расстояние регламентируется в зависимости от плотности населения. В общем, любое развитие городских территорий проводится на основании утвержденного детального плана, где уточняется, какие объекты по этим нормам там должны быть. Количество их определяется в зависимости от вместительности школ, поликлиник, а также других нюансов. А вот местные органы власти должны отслеживать на своей территории соблюдение этих норм.

В идеале это так. Но моя средняя дочь в новом микрорайоне столицы два года не могла пойти в детский сад, так как его просто не было рядом.

— Ситуация знакомая. В связи с тем, что школы и детские сады финансируются из бюджета города, то нередко их строительство опаздывает. Очевидно, что сначала происходит возведение ликвидных объектов — жилья, где организаторы получают гарантированный доход. А вот строительство социальных объектов переносится на более поздний срок. А этого не должно быть. Именно поэтому наше министерство подготовило соответствующий информационный лист исполкомам. В этом документе местным властям рекомендуется при выделении инвестору земельных участков под строительство жилья обязательно сообщать последним, что на этой территории пока не выполняются нормы по обеспечению пожарным депо и другими объектами инфраструктуры. Инвестор уже на первоначальном этапе должен понимать, что именно он будет строить здесь какие-то объекты инфраструктуры в качестве дополнительной нагрузки.

Отмечу, что это касается схемы строительства коммерческого жилья. При возведении жилья по госзаказу и с использованием льготных кредитов существует несколько иной алгоритм строительства инфраструктуры. А с коммерческим строительством местным властям желательно заранее определить в своих решениях то, какие объекты социальной инфраструктуры будет строить город, а какие — инвестор. И это стороны должны уточнять уже на старте развития территорий. В таком случае будущий организатор строительства будет сознательно решать, заниматься ему этим объектом, или нет.

— Получается, что сейчас строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры должно происходить параллельно?

— Конечно. Не должно возникать ситуаций, когда жилой район уже заселен, а в нем долгое время нет инфраструктуры. Отслеживать подобные моменты должны местные органы власти, которые выдают разрешения на осуществление проектирования и строительства жилых домов. Именно они контролируют последовательность возведения всех запланированных зданий и сооружений на своей территории.

— Ваше управление занимается разработкой, а при необходимости, и корректировкой всех норм по развитию территорий. Однако контролируют соблюдение законодательства другие структуры. На практике получается не всегда все гладко?

— К сожалению, иногда случаются единичные случаи с подобными проблемами. Например, было много жалоб от жителей нового дома в районе улицы Калиновского г. Минска. Там люди купили элитное жилье за ​​серьезные деньги, а по сути получили кота в мешке. Первоначально им обещали, что рядом с домом будут построены детский сад и школа, а в итоге было принято решение впритык построить еще один жилой дом. Замечу, что это уже является прямым нарушением детального плана застройки.

— Как предотвратить повторение подобных ситуаций?

— Главным заслоном для таких нарушений должна стать государственная экспертиза проектных решений. А если проект не соответствует детальному плану застройки, то строительство его надо запрещать уже на этой стадии. А вот если объект построен, то исправлять ошибки будет гораздо сложнее. На наш взгляд, специалисты госэкспертизы должны более жестко подходить к согласованию проектной документации. Здесь жилое здание нужно рассматривать не только как коробку и конструкцию, а больше обращать внимание на соответствие градостроительным нормам, которые утверждены детальным планом освоения территории. Так, наше управление может корректировать эти нормы в связи с уплотнением районов, но такие изменения не должны выходить за пределы принципиальных моментов детального плана застройки. А экспертиза должна надежно отсекать неправомерные решения местных властей.

— Вместе с тем, еще встречаются случаи, когда во время заключения договоров с фирмой-застройщиком озвучиваются одни условия, а при заселении оказывается, что социальной инфраструктуры рядом с домом нет...

— Этот вопрос отдельно поднимался на прошлой коллегии Минстройархитектуры. Тогда было решено, что жилье не должно строиться отдельно от возведения социальной инфраструктуры. Так, в городах не всегда хватает собственных средств, чтобы строить инфраструктуру вовремя. Значит, деньги надо экономить и снижать издержки. В связи с этим министерство утвердило предельные нормативы стоимости по таким объектам социальной инфраструктуры, как физкультурно-оздоровительные комплексы, детские сады и школы. Документ предусматривает четкое отслеживание и целесообразность использования определенных объемов бюджетных средств на строительство таких объектов.

Сергей КУРКАЧ

kurkасh@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.