Вы здесь

Алесь Бадак: Книги ищут читателей


45 лет в творческой судьбе "Художественной литературы"

Многие книги белорусских писателей-классиков и современников пришли к нашему читателю именно благодаря издательству "Мастацкая літаратура". Уже в самом его названии сформулирована основная концепция работы, направленность на подбор произведений, готовящихся к выходу. Не так давно издательство отметило 45-летие, поэтому, чтобы узнать о конкретных результатах, принципах деятельности учреждения, а также планах на будущее, наш корреспондент пришла к директору "Мастацкай літаратуры" Алесю Бадаку.


— За время своего существования "Мастацкая літаратура" стала издательством, которое работает и на современный литературный процесс, и на белорусскую классику. Это принципиальная позиция?

— Это традиция, заложенная как раз 45 лет назад. Посмотрите, чьи книги вышли в первый год после появления нашего издательства: Янки Купалы, Якуба Коласа, Аркадия Кулешова, Максима Танка, а вместе с ними — и тогда совсем еще молодых Алеся Жука, Владимира Дзюбы ... В 1972-м вышли первые тома собраний сочинений Якуба Коласа и Кузьмы Чорного. Без издания авторских многотомников сегодня уже нельзя представить "Мастацкую літаратуру". Закончили издавать 23-томное собрание сочинений Ивана Шамякина. В этом году должны выйти последние книги десятитомника Ивана Науменко. Идет работа над очередными томами 25-томника Владимира Короткевича.

— Вместе с классикой вы обращаетесь к произведениям молодых авторов и сегодня?

— Внимание к молодым — действительно наша принципиальная позиция. Мы, вместе с Министерством информации и Издательским домом "Звязда", — организаторы конкурса молодых литераторов. И именно мы выступили с инициативой по его итогам выдавать сборник-альманах лучших произведений. Кстати, напомню, что с 1 марта начался новый отсчет этого конкурса, я приглашаю молодых поэтов и прозаиков поучаствовать в нем.

— Заметила, что вы не боитесь экспериментов с художественным оформлением книг ...

— Я очень рад, что в издательстве работают как молодые художники, так и взрослые. Молодые больше любят экспериментировать, и у них для этого есть все условия. В результате выходят книги, которые особенно нравятся молодежи. Взрослые художники придерживаются традиций, но это же можно сказать и о многих наших писателях, и о читателях. Главное же, что и молодые, и взрослые очень уважительно относятся к работе друг друга, так как они профессионалы. Неслучайно ежегодно наши книги становятся победителями как на национальном конкурсе "Искусство книги", так и на международных конкурсах такого рода.

— За 45 лет что изменилось в организации работы издательства, системе распространения книг?

— Сегодня мало выдать хорошую книгу. На книжном рынке очень богатый выбор для читателя. Поэтому нельзя работать, отвечая только за свой участок. Когда-то был очень популярен монолог Аркадия Райкина "Кто сшил костюм?" Его герой говорил: "Лично я пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть?" Чтобы книга скорее продалась, нельзя отвечать только за свои "пуговицы". Кто-то любит и умеет выступать, рекламируя наши издания. Кто часто посещает социальные сети, имеет там свои страницы, ведет блоги и — также рекламирует книги "Мастацкай літаратуры".  Я часто повторяю, что мы переживем любые кризисы, если будем одной командой. Ранее читатели искали книги, сейчас книги ищут читателей. Но эти читатели есть! Мы активно сотрудничаем и с библиотеками, и с "Белкнигой" и с "Белсоюзпечатью", и с частными книжными магазинами. Часто бываем в учебных заведениях. Наибольший эффект получается, когда вместе с издателями в такие учреждения приходят наши авторы.

— Как стать автором, чья книга имеет шанс увидеть свет в "Мастацкай літаратуры"?

— Литературное творчество — это индивидуальное дело, и здесь очень трудно говорить о каких-то общих критериях. Трудно хотя бы потому, что каждое гениальное или просто замечательное произведение — это зачастую нарушение определенных критериев, творческий спор с, казалось бы, незыблемыми традициями. Разумеется, выдающиеся произведения — это не блины, которые можно печь каждое утро, но в любом случае автору нужно стремиться находить что-то новое, свежее в литературе. А в каком жанре — это абсолютно не важно.

— Какие самые знаковые серии и книги, вышедшие в "Мастацкай" в последнее время, можете упомянуть?

— Мы очень гордимся серией "Золотая коллекция белорусской литературы", для которой отбираются лучшие произведения замечательной белорусской письменности за много веков ее существования. Это наш совместный проект с Институтом языкознания имени Янки Купалы НАН Беларуси. Казалось бы, не так давно начала выходить серия "Жизнь знаменитых людей Беларуси", а на сегодняшний день уже имеем 15 томов. Последние по времени издания — книги о Владимире Мулявине, Кузьме Черном и Марии Захаревич. Очень неожиданным, но приятно неожиданным для многих оказалось издание "Францыск Скарына. Маем найбольшае самі". Эта книга Алеся Рязанова, источником которой послужили предисловия Франциска Скорины к книгам Библии.

— После празднования юбилея работа издательства продолжается. Что в планах "Мастацкай літаратуры"?

— С нетерпением жду первую книгу из новой серии "Сто стихотворений". В ней Виктор Шнип, как составитель, отобрал именно сто стихов Михася Стрельцова. Это не просто очередной томик к очередному юбилею нашего классика. Упомянутая серия — можно сказать, наш совместный проект с Национальным художественным музеем Беларуси. В каждой книге будет помещено много репродукций картин наших художников, по своей образности близких к поэтическим произведениям. Надеюсь, порадуем читателей новыми интересными книгами, посвященными 500-летию белорусского книгопечатания, которые презентуем на Дне белорусской письменности в Полоцке.

Марина ВЕСЕЛУХА

vеsіаluhа@zvіаzdа.bу

Фото Константина ДРОБОВА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.