В какой форме должны проходить вступительные испытания в вузе? Может ли тест объективно оценить, насколько претендент на студенческий билет хорошо ориентируется в точных или гуманитарных науках? Ответы на эти вопросы ищут не только в нашей стране. Например, в России после прихода на пост министра образования Ольги Васильевой противники Единого государственного экзамена ожидали, что его, наконец, отменят. Но радикальных перемен пока не произошло... Есть и другое мнение: если ЕГЭ резко отменить, это решение сильно ударит по всем, потому что школа — не скоростной автомобиль, в котором руль можно крутить туда-сюда.
О том, что система централизованного тестирования должна меняться, часто говорят и у нас. Периодически в разных аудиториях поднимается вопрос о необходимости введения профильной части вступительного экзамена — так называемой части С, которая есть в российских тестах. Хватает у нас также инициаторов совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы, которые кивают в сторону российского Единого государственного экзамена... Будут ли когда-нибудь белорусские абитуриенты писать на ЦТ эссе, мы решили поинтересоваться у директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова:
Тестовый балл — не школьная оценка
— Централизованное тестирование — это хорошо отработанная технология, которая из года в год качественно решает свою задачу — ранжирует абитуриентов для их последующего зачисления в учреждения высшего и среднего специального образования и имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими формами проведения экзамена. Благодаря централизованному тестированию, все поставлены в равные условия. Вступительные испытания лишены нервозности, влияния "человеческого фактора", исключены любые коррупционные проявления. К тому же централизованное тестирование является малозатратной и наиболее технологической формой проведения вступительных испытаний.
Полагаю, не сделаю большого открытия в педагогике, если скажу, что экзамен в любой его форме (устной, письменной или тестовой) должен выполнять контрольную функцию. Безусловно, устный экзамен — это классика учебного процесса. Но для мониторинга большого количества экзаменуемых, при условии высокого уровня автоматизации процессов подготовки и обработки материалов, больше подходит централизованное тестирование.
На ЦТ в основу методики расчета тестового бала положена стобальная шкала, которая позволяет не только принять во внимание количество правильно выполненных заданий теста, но и учесть относительную сложность каждого выполненного или невыполненного задания. Рейтинговая система очень хорошо срабатывает в условиях высоких конкурсов, однако для итоговой аттестации она не подходит. У нас, чтобы не поощрять муштрование по тестам, выпускные экзамены после школы сохранились в традиционной форме. Но сколько бы мы ни говорили, что централизованное тестирование у нас — это не выпускной экзамен за курс средней школы, а конкурсный отбор желающих продолжить обучение на более высокой (!) ступени образования, тестовый балл в сертификате по-прежнему сравнивают с оценкой в школьном аттестате, пытаются проводить параллели. А это абсолютно неправильно...
Упрощать или усложнять?
— Подводя итоги последней приемной кампании, общественности сообщили, что Министерством образования рассматриваются различные варианты совершенствования содержания тестов, в том числе с использованием передового международного опыта. А каким путем идут другие европейские страны? Где-нибудь еще остались устные экзамены при поступлении?
— Замечу, что и содержание, и структура, и форма тестовых заданий совершенствуются в течение всего времени проведения в нашей стране ЦТ. Это непрерывный процесс. И мы достигли в этом плане определенных успехов. Наши тестовые задания неоднократно проходили экспертизу у международных специалистов и получили от них положительную оценку. Мы, в свою очередь, изучаем опыт других стран в подходах к созданию заданий, организации и проведению испытаний в тестовой форме. Сейчас трудно найти страну, где бы не использовались тесты...
Экзамены, как выпускные, так и вступительные, в большинстве стран мира проходят письменно в форме различных тестов. "Законодателем моды" выступают мировые организации, которые проводят различные педагогические исследования одновременно во многих странах в тестовой форме. Например, только тестовые технологии используются во всех мониторинговых и сравнительных международных исследованиях: РISА, TIMMS и РIRLS. Это стимулирует к унификации форм экзаменов на уровне отдельных стран, что, в свою очередь, позволяет затем экспертам объективно сравнивать результаты большого количества участников испытаний.
— Николай Степанович, отдельные педагоги из гимназий и лицеев с сожалением констатируют, что тесты по физике и математике стали слишком легкими. По их мнению, ученики теряют интерес к анализу тестовых заданий ввиду отсутствия эксклюзивных задач. Некоторые считают, что тесты должны содержать задания, к которым нужно давать полные, доказательные решения, так как математика без доказательств — не математика. А ориентация на одни ответы плохо сказывается на технологии обучения в школе.
— Между прочим, были времена, когда нас упрекали в слишком сложных заданиях по указанным предметам. Каждый год мы корректируем наши тесты, чтобы угодить так называемому среднестатистическому абитуриенту. Анализируем результаты абитуриентов предыдущего года, результаты участников всех трех туров репетиционного тестирования... Задача, как вы понимаете, непростая, и, чтобы решить ее, иногда приходится немного снижать сложность некоторых заданий. Но тесты просто не будут справляться со своей задачей по ранжированию абитуриентов, если они будут очень сложными или, наоборот, очень легкими.
Специалисты института ежегодно проводят обновление содержания (моделей, типов и форм заданий) тестов на 15—20%. Это делается как с целью постоянной ротации заданий и максимального охвата содержания всего курса, так и для противодействия приемам муштрования абитуриентов со стороны отдельных учителей и репетиторов. При этом принимается во внимание тот факт, что у нас нет так называемой ручной проверки работ, а идет их машинное сканирование. Например, с самого начала осуществляется виртуальное разделение каждого бланка ответа на область регистрации, субтесты А и В. Поэтому задания должны быть составлены таким образом, чтобы никакие случайные факторы не повлияли на качество проверки, а компьютерные программы могли распознать все, что написал абитуриент в бланке.
Есть ли место в наших тестах доказательствам, например, теорем по математике? Хочу подчеркнуть, что отдельные мнения о том, что тестовые задания лишены возможности проверить творческие способности абитуриентов, — заранее ошибочные. Результат творческой деятельности любого человека — это применение на практике приобретенных знаний и сформированных умений. Даже при определении в тестовом задании необходимости в обоях для ремонта квартиры абитуриент обращается к формуле, по которой определяется площадь прямоугольника. То есть, применяет ранее приобретенные приемы творческой деятельности. И нельзя согласиться, что задание, где нужно найти зависимость видового состава растительности от типа почвы, температурных показателей и количества влаги, будет творческим, а квадратное уравнение типа ах2+bх+с=0 — не творческим.
Между тем есть ли вообще потребность в проверке так называемых творческих способностей абитуриента? Во время экзамена проверять надо определенные знания, умения и навыки, которыми овладел абитуриент за время обучения. Познавательный процесс в этом случае не может быть объектом контроля, это только средство овладения знаниями и навыками. А наиболее подходящий формат для выявления "талантливых неординарных личностей" — олимпиадное движение. Вместе с тем я не припомню ни одного случая, чтобы победители олимпиад были аутсайдерами на централизованном тестировании.
Что касается, как вы говорите, "стандарта обучения математике", то приятно отметить, что наши тестовые задания все чаще встречаются в учебниках и учебных пособиях. Это ли не пример признания их качества?
Угадать или подумать?
— Одно из самых распространенных обвинений в сторону ЦТ — наличие в тестах заданий с вариантами ответов, где правильный ответ вроде бы можно угадать. Россияне от таких заданий полностью отказались. Может, и нам есть смысл оставить в тестах только область В?
— Мы сократили в тестах часть А, расширив часть В настолько, насколько позволяет технология. Соотношение открытых и закрытых заданий достигли своего предела, чтобы можно было сохранить автоматизированную обработку бланков ответов в прежние сроки.
С точки зрения теории вероятностей, определенный шанс на случайный правильный ответ существует. Однако наши расчеты свидетельствуют, что этот показатель очень маленький и не может влиять на общий результат отдельного абитуриента. Хочу заметить, что задания субтеста А (а их всего 18) довольно простенькие, поэтому имеют очень малый оценочный коэффициент — в пределах 1.0 за каждое из них. В таком случае проще решить задачу, чем заниматься изобретением методики угадывания.
Между прочим, Высшая школа бизнеса в Лондоне предлагает своим абитуриентам во время вступительных испытаний тест из 30 заданий. И все задания только из области А, то есть, с вариантами ответов. А мнения, что заданиями в части В знания абитуриента проверяются лучше, чем частью А, не подкреплены никакой аналитикой. Более того, мы часто сталкиваемся с тем, что однотипные задания абитуриенты лучше выполняют в заданиях части В. Очень похожие дистракторы часто запутывают абитуриентов, тем более в тестах по языкам, где может быть несколько правильных ответов. Даже из двух вариантов сложно выбрать правильный, а что говорить, если правдоподобных дистракторов 4-5? Угадать можно, только если знаешь материал...
Несбывшиеся ожидания
— А что мог бы дать в плане увеличения творческой составляющей теста субтест С? Анализировали ли вы, какую армию экзаменаторов следовало бы привлечь к проверке экзаменационных работ, чтобы провести вступительную кампанию в те же сроки, что и сейчас?
— Субтесты А и В — это не изобретение нашего института, а мировая практика: тестовые задания открытого и закрытого типа полностью соответствуют технологиям тестирования. А вот субтест С — компонент традиционной экзаменационной системы в миниатюре (краткое изложение содержания определенного процесса, явления или краткая характеристика содержания литературного произведения). И его никак нельзя отнести к тестированию, так как при всем желании автоматическая обработка субтеста С невозможна. Проверять его и выставлять оценки должны экзаменаторы.
Очень много вопросов и к критериям оценивания, и к подготовке специалистов, которые проверяют работы и выставляют оценки. В России таких специалистов готовят в течение года, после чего они сдают соответствующие экзамены. В маленькой Литве на проверке части С задействованы 800 человек, в нашей стране понадобится около трех тысяч человек, чтобы выполнить проверку тестов в определенный срок. А, самое главное, что при ручной проверке тестовых работ появляется лазейка для коррупционных проявлений. При всех наших усилиях по их минимизации очень трудно будет убедить общество в объективности ручной проверки, пойдет целый ряд апелляций. Недаром в мире практически отказались от части С в тестах: эффект незначителен, так как результаты части С, как правило, коррелируют с частями А и В, а затраты на ее подготовку и проведение огромны. В той же России к выполнению субтеста С приступает менее половины абитуриентов, это значит, что он не выполняет той функции, на которую рассчитан. Российские филологи считают, что 50 процентов эссе, написанных на едином государственном экзамене по русскому языку, — это набор готовых фраз, которые подходят к любой теме. Имитация размышлений. Они лишь напоминают тексты, хотя ими на самом деле не являются.
Вводить субтест С для всех, я считаю, абсолютно нерационально. Между тем в нашей стране достаточно успешно используются вступительные экзамены в университетах на так называемые творческие специальности: музыка, вокал, хореография, архитектура, журналистика... Что касается других предложений по совершенствованию формы вступительных экзаменов, то отмечу, что руководством Министерства образования ведется определенная работа в этом направлении.
Надежда Николаева
«Мы не можем разочаровать своих учеников».
В Беларуси за последние 10-12 лет как общая, так и первичная детская заболеваемость остаются примерно на одном уровне.
Дело непростое, но благодарное.