Представьте себе: вы любите плавать, занимаетесь этим видом спорта, но однажды приходите в бассейн, а он... пустой. И вам говорят, что водой бассейн больше наполняться не будет. Подобная ситуация сложилась в 2008 году, когда вдруг из школьного курса исчез предмет "Мировая художественная культура". В сентябре 2015 года эту ошибку исправили, но все равно предмет "Искусство. Отечественная и мировая художественная культура" пока преподается только в пятых и шестых классах. В следующем году к ним присоединятся седьмые. А через год — восьмые классы...
Эйнштейн и Федор Достоевский
— Подрастающему поколению постоянно внушают мысль, что надо заниматься точными науками, экономикой, изучением иностранных языков, так как именно за ними будущее. И не удивительно, что на пути к созданию "силиконовой долины" нашлись аргументы в пользу того, что от изучения мировой художественной культуры можно отказаться без особых потерь. Так случилось, что именно эта дисциплина оказалась самым уязвимым звеном в школе, — поделился своими мыслями с участниками республиканского форума педагог дополнительного образования народной арт-студии "Остров" Национального центра художественного творчества детей и молодежи Юрий Иванов. — Между прочим, культура является мощнейшим фактором экономического развития. Сегодня нас окружает предметное окружение, созданное западной цивилизацией, и мы можем и дальше стоять в очереди за чужими достижениями, платить за чужой дизайн, потому что у нас в этом плане сейчас наблюдается страшный кризис. Нам просто катастрофически не хватает знаний и по современной, и по традиционной культуре. Наши дети рискуют оказаться неконкурентоспособными потому, что именно художественная культура закладывает основы развития личности. Когда у Эйнштейна спросили, что помогло ему открыть теорию относительности, тот признался, что очень увлекался на тот момент творчеством Федора Достоевского. Казалось бы, где классик литературы, а где — физика? Между прочим, наверное, существуют какие-то тайные ходы, неизвестные нам связи, которые помогают даже представителям естественных и точных наук совершать свои открытия, находясь внутри душевных переживаний литературных героев, внутри мирового культурного опыта. Я считаю, что в 2008 году в нашей школе состоялась гуманитарная катастрофа, причем родители не забили тревогу, хотя пострадала в первую очередь семья...
"Когда ребенок изучает некий предмет в школе, родители приобретают ему альбомы, энциклопедии, дополнительные книги. За мировой художественной культурой стоял определенный язык, он также исчезал из отношений в семье, — подчеркивает Юрий Иванов. — И если мы сегодня цитируем в разговоре Ильфа и Петрова, Гашека или Чехова, то видим, что нас не понимают, потому что отсутствует общая культурная база. Между поколениями состоялся культурный разрыв. По сути, педагоги дополнительного образования стали последним убежищем для детей, потому что только в объединениях по интересам можно порассуждать о душе человека, обратиться к нашим корням и традициям. Здесь любой ребенок может проявить себя, даже если в школе у него не складываются "отношения" с математикой или физикой. Причем взрослым мы уделяем даже больше внимания, чем детям, потому что воспитание нужно начинать с них..."
Главной темой республиканского педагогического форума, который прошел в стенах Национального центра художественного творчества детей и молодежи, стало воспитание учащихся средствами традиционной белорусской культуры.
— Вне освоения ценностей культуры не может вестись речь ни о каком современном образовании и воспитании, — уверен доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, вице-президент Белорусской эстетической ассоциации Вадим Салеев. — Я преподаю будущим дизайнерам в Белорусской государственной академии искусств. Это очень креативные люди. Но как же мне было больно, когда в группе из 20 человек только одна студентка смогла ответить на вопрос "Кто такой Адам Мицкевич?" То, что педагог должен быть носителем культуры, — это аксиома. Мои учителя были яркими личностями, которые даже своим появлением в аудитории пробуждали в нас интерес и мотивацию к обучению. Они посещали театры и выставки, разбирались в литературе, были в курсе всех киноновинок. Но могут ли похвастаться шириной общей культуры нынешние молодые педагоги? Педагог — это человек, вокруг которого завязываются, в широком смысле, культурные отношения. Личность может воспитать только яркая индивидуальность.
С голоса в голос, с ноги в ногу
На таких Педагогов с большой буквы повезло воспитанникам Мётчанского учебно-педагогического комплекса детский сад - средняя школа Борисовского района.
А начиналось все двадцать лет назад, когда в Мётчанскую школу, которая уже имела свои педагогические достижения, пришел известный фольклорист и этнохореограф Николай Козенка, чтобы через народный танец и другие художественные традиции Борисовщины с помощью детей и при непосредственном их участии изучать и сберегать аутентичные культурные ценности деревни и окрестностей.
В 1996 году он основал фольклорную группу "Берагіня". Ее деятельность — первый в Беларуси опыт системного воспитания сельских школьников средствами традиционной культуры. В 2001 году группе было присвоено звание "образцовая", а в 2012 — звание "Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь". Сегодня ее опыт изучают на самых разных уровнях не только в нашей стране, но и в соседних.
Дети готовятся стать участниками группы еще в садике, где педагоги начинают разучивать с ними хороводы, танцы, песни, игры. Младшую группу называют ласково "Зернышки". Никакого отбора с учетом природных задатков не практикуется. И возможность к самовыражению может найти буквально каждый ребенок. В подходе к воспитанникам акцент делается на раскрепощении и импровизации. Хочет ребенок топнуть ногой или хлопнуть в ладоши или по-своему выполнить "присядку" во время танца, — пусть делает это так, как его душа просит, как сердце ему подсказывает. Главное, чтобы все было искренне.
— Художественная особенность коллектива в том, что исполнительские традиции усваиваются в устной форме — с ноги в ногу, из руки в руку, с голоса в голос, способом копирования и совместного выполнения, — объясняет учитель белорусского языка и литературы Мётчанского учебно-педагогического комплекса, музыкальный руководитель фольклорного коллектива "Берагіня" Антонина АБРАМОВИЧ. — Эффективными учебными пособиями стали для нас также аудио- и видеозаписи, сделанные в этнографических экспедициях в ходе контактов с носителями традиций.
Старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, этномузыколог, кандидат искусствоведения Тамара Варфоломеева уверена, что подлинные формы традиционной культуры только тогда сохраняют свою неповторимость и оригинальность, если они передаются устным путем. А если сравниваешь результаты обучения в письменной и в устной традиции, то замечаешь существенную разницу: там, где дети обучались устно, обязательно формируются стихийные лидеры. Во время выступлений на сцене, даже если ребенок забывает слова или какое-то движение в танце, он не теряется. У таких детей очень хорошо развита импровизация.
Выступления "Берагіні" напоминают интересную игру, в течение которой дети танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, рассказывают сказки и басни. Вообще педагоги убедились, что воспитание через народное творчество очень эффективное. Дети, которые постоянно изучают традиционную культуру, более способны ко всему. Они умеют и вышивать, и ткать, и плести из соломки...
Участники "Берагіні" не только практически осваивают восстановленные старинные образцы обрядовой и внеобрядовой музыкальной и хореографической культуры, но и своими руками при помощи учителей и родителей делают самобытные народные костюмы.
В учебном заведении происходит изучение своих корней: без помощи родителей учащиеся не могут оформить свою родословную. Тем приходится вспоминать историю семьи в именах и датах. Таким образом происходит сближение детей, родителей и учителей. Через учреждение образования происходит трансляция и воспроизводство культурных норм, в том числе культуры быта, ценностей, которые включают в себя нравственное здоровье и социальный оптимизм, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру поведения.
Вытинанка — близкая и родная
— В 1970-е — начале 1980-х годов народные мастера бросали свое ремесло, так как традиционная культура считалась достоянием вчерашней темной деревни. Но, к счастью, ситуация кардинально изменилась. Став самостоятельными, мы задумались, а что же нас, собственно говоря, выделяет среди других европейских народов, — рассуждает председатель Белорусского союза мастеров народного творчества, доктор искусствоведения, профессор Евгений Сахута. — Вот только относиться к традициям культуры нужно очень бережно. Интерпретации допускаются, но нельзя опускаться до уровня базарного китча, безвкусицы и антиискусства.
Евгений Сахута с грустью отмечает, что больше всего огрехов сегодня отмечается в создании имитационных сценических костюмов. Или когда сувенирную куклу надевают будто бы в народный костюм. "В традиционной белорусской вышивке и ткачестве присутствует очень сильный символизм. Но зеленый цвет, в отличие от красного, никогда не был символическим в нашей культуре, а именно его сегодня щедро добавляют. К тому же я категорически предостерегаю педагогов от приобретения в киосках журналов с "современной народной вышивкой". Это просто ужас! Объясните лучше детям, что означает тот или иной символ в национальном орнаменте, чтобы они могли его читать, как текст. Вообще избегайте копирования образцов из любых журналов. Это механическая работа, которая не имеет ничего общего с творчеством и искусством".
Из самых общедоступных видов народного творчества Евгений Сахута вспомнил вытинанку. Это произведение прикладного искусства получается в результате многократного складывания листа бумаги и повторения нанесенного мотива столько раз, сколько она была сложена. Салфетки, занавески, кружева для украшения икон, окон, полок и полочек, рождественские звезды, игрушки на елку из картона, абажуры для лампы — украшение такого рода ранее встречалось почти в каждом крестьянском доме.
— На уроках вытинанки вы можете учить детей всему: там и композиция, и колористика, и обобщение... Все художественные задачи можно выполнять, имея под руками только ножницы, бумагу и, конечно, фантазию, — подчеркивает Евгений Сахута. — Или можно делать вместе со своими воспитанниками из ненужных вещей обычные ходнички. Для этого не нужно специальное оборудование. Между прочим, нередко у юных мастеров получаются такие красивые предметы быта, что никто не скажет, что это не модно или что это вчерашний день.
Мастер уверен, что заниматься нужно, прежде всего, тем, что нам близкое и родное, а икебану и оригами, которые также все чаще предлагают в объединениях по интересам, лучше все-таки оставить японцам...
Надежда Николаева
Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО
О чем нужно подумать и как реально оценить свои силы перед усыновлением?
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.
Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.