Вы здесь

Как жили белорусы-сакуны в Стародорожье


Только в Стародорожском районном историко-этнографическом музее можно увидеть настоящую белорусский корчму, транспортные средства, которыми пользовались наши предки, ознакомиться с бытом и традициями так называемых белорусов-сакунов.


Белорусы-сакуны в традиционных костюмах

«Загулы» в «Аду»

 После присоединения Беларуси к Российской империи в результате третьего раздела Речи Посполитой началось активное строительство дорог и почтовых станций. Во второй половине XVII столетия возникли несколько крупных магистралей. Одна из них — Московско-Варшавская — прошла через Могилевскую, Минскую и Гродненскую губернии. Отныне почтово-пассажирское и грузовое движение между населенными пунктами стали регулярными. Затронула она и городок Старые Дороги, находившийся между Слуцком и Бобруйском.

На создание экспозиции «История дорог и почтовой службы» музей получил грант Миноблисполкома «В поддержку наиболее значимых проектов в области культуры и искусства». По замыслу авторов концепции в одном из залов посетителей встречает почтмейстер. А верстовые столбы указывают расстояние от Старых Дорог до Москвы и Варшавы. Впервые в России они были поставлены в 1784 году от Москвы до Коломны. Отсюда и название «Коломенская верста», которая была принята за российскую меру длины на всех дорогах империи и равнялась 1 километру 60 метров.

В начале XX века для пассажирского и почтового движения использовали коляску и дилижанс, зимой — сани. Тяжелые грузы перевозили так называемые извозчик. Центральное место в экспозиции занимает бричка, которую предпочитали зажиточные крестьяне и знать. Почтовая станция в те времена представляла собой целый комплекс построек. Станционный дом для сортировки корреспонденции, комнаты для постояльцев, флигель для ямщика, конюшни, корчма, кузница.

Трактирщик был, как правило, человек сдержанный, спокойный, трезвый и услужливый. Он должен был не только хорошо накормить клиентов, но и успокоить дебоширов, тех, кто перебрал лишку.

Такие заведения имели причудливые названия: «Последний грош», «Ад», «Под дубом». Таверна, которая создана в музее, называется «Ловигрош». Здесь посетители могут ознакомиться с рецептами традиционных блюд местной кухни, с тем, как работал трактир начала XX века. Все ее элементы приближены к оригиналу.

При почтовой станции была кузница, где можно было подковать коня, заменить сломанное колесо, смазать дегтем оси, отремонтировать сбрую. В импровизированной кузнице установлены горн, кузнечные мехи, наковальни, коллекции кузнечных клещей и подков, молотки, предметы ручной ковки.

Кстати, на сегодня в Беларуси сохранилось 37 почтовых станций, две из них — в Стародорожском районе.

Ой, напилась, наелась да рухнула

Год назад в музее была создана экспозиция «Материальная и духовная культура белоруса-сакуна начала ХХ века», которая возобновила быт самобытной общины этой этнической группы.

— Экспозицию мы сделали опираясь на научную работу ученого-этнографа Исаака Сербова, который некоторое время жил в нашем районе, а именно в деревне Левки. Здесь Сербов снимал домик у местечковцев. И именно он назвал их сакуны из-за манеры произношения: «наеласа», «напиласа» и «павалиласа», — рассказала научный сотрудник, экскурсовод Екатерина Сидарок. — Еще женщины выделялись среди других белорусок своей одеждой: носили традиционный головной убор, который называется повойник. Он представляет собой полотенце, длина которого доходила до трех метров. Каждая девушка ткала его себе в приданое. И когда выходила замуж, на голову ей вязали такое полотенце. Он представлял собой как бы корону, а один конец, падавший вниз, символизировал собой косу. Подворье белоруса-сакуна также отличался от двора обычного белоруса. Дворовую застройку открывал дом, за ним узким коридором шли хозяйственные постройки: сени, сарай, хлев. Дом был большой, крепкий, с гонтовой крышей и тремя маленькими окнами: два выходили во двор, одно на улицу. Это свидетельствовало о том, что сакуны очень верили в суеверия и считали: через четвертое окно, которое должно располагаться перед спальным местом, недоброжелатели могут забрать у них жизненные силы и энергию.

Так выглядел дом сакуна.

Кроме того, дом Сакуна не имел фундамента, стоял на земле или на небольших камнях. А вот печь устанавливалась на деревянный фундамент. Зимой там держали поросят, телят.

Такие дома до нашего времени сохранились в деревнях Залужье, Дражна, Левки, Щитковичи. Здесь можно создать музей под открытым небом. Такие замыслы в районе есть.

Самогон как частичка фольклора

— Сакуны гнали самогон? — поинтересовалась у экскурсовода.

— В каждом селе, в каждой семье были свои рецепты приготовления алкогольных напитков. Но они держались в строгом секрете, — подчеркнула моя собеседница, — передавались из поколения в поколение по мужской линии — от отца к сыну.

В музее создан дегустационный зал, где экспонируются аналоги аппаратов для изготовления алкогольного напитка, емкости, куда его разливали.

Сотрудникам музея удалось записать только один рецепт приготовления самогона, который датируется началом XX века, а именно 1908 годом. «Нам его передал мужчина, можно сказать, не очень охотно. Его прабабушка записывала рецепты в толстенную книгу, которую прятала подальше от чужих глаз. Вообще, все способы приготовления напитков были по-своему хороши, — говорит Екатерина Сидарок.

Даже за границей стародорожский самогон пользуется спросом: качественный, чистый, как слеза. Это, можно сказать, уже бренд района. Но, как утверждают специалисты, создать некий мощный проект, как в Дудудках, в замыслах пока нет. Цель экспозиции — показать, чем пользовались жители Стародорожья, какие настойки, наливки делали. Во время Великой Отечественной войны, например, в партизанских отрядах не было медицинского спирта. Для обработки ран во время операций в полевых условиях пользовались жидкостями, которые содержали алкоголь. «Эту частицу нашего прошлого мы должны сохранить для потомков. Сегодня мы рассматриваем ее как маленькое направление народного фольклора», — констатирует экскурсовод.

Татьяна Лозовская

lazovskaya@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?