Вы здесь

Как жили белорусы-сакуны в Стародорожье


Только в Стародорожском районном историко-этнографическом музее можно увидеть настоящую белорусский корчму, транспортные средства, которыми пользовались наши предки, ознакомиться с бытом и традициями так называемых белорусов-сакунов.


Белорусы-сакуны в традиционных костюмах

«Загулы» в «Аду»

 После присоединения Беларуси к Российской империи в результате третьего раздела Речи Посполитой началось активное строительство дорог и почтовых станций. Во второй половине XVII столетия возникли несколько крупных магистралей. Одна из них — Московско-Варшавская — прошла через Могилевскую, Минскую и Гродненскую губернии. Отныне почтово-пассажирское и грузовое движение между населенными пунктами стали регулярными. Затронула она и городок Старые Дороги, находившийся между Слуцком и Бобруйском.

На создание экспозиции «История дорог и почтовой службы» музей получил грант Миноблисполкома «В поддержку наиболее значимых проектов в области культуры и искусства». По замыслу авторов концепции в одном из залов посетителей встречает почтмейстер. А верстовые столбы указывают расстояние от Старых Дорог до Москвы и Варшавы. Впервые в России они были поставлены в 1784 году от Москвы до Коломны. Отсюда и название «Коломенская верста», которая была принята за российскую меру длины на всех дорогах империи и равнялась 1 километру 60 метров.

В начале XX века для пассажирского и почтового движения использовали коляску и дилижанс, зимой — сани. Тяжелые грузы перевозили так называемые извозчик. Центральное место в экспозиции занимает бричка, которую предпочитали зажиточные крестьяне и знать. Почтовая станция в те времена представляла собой целый комплекс построек. Станционный дом для сортировки корреспонденции, комнаты для постояльцев, флигель для ямщика, конюшни, корчма, кузница.

Трактирщик был, как правило, человек сдержанный, спокойный, трезвый и услужливый. Он должен был не только хорошо накормить клиентов, но и успокоить дебоширов, тех, кто перебрал лишку.

Такие заведения имели причудливые названия: «Последний грош», «Ад», «Под дубом». Таверна, которая создана в музее, называется «Ловигрош». Здесь посетители могут ознакомиться с рецептами традиционных блюд местной кухни, с тем, как работал трактир начала XX века. Все ее элементы приближены к оригиналу.

При почтовой станции была кузница, где можно было подковать коня, заменить сломанное колесо, смазать дегтем оси, отремонтировать сбрую. В импровизированной кузнице установлены горн, кузнечные мехи, наковальни, коллекции кузнечных клещей и подков, молотки, предметы ручной ковки.

Кстати, на сегодня в Беларуси сохранилось 37 почтовых станций, две из них — в Стародорожском районе.

Ой, напилась, наелась да рухнула

Год назад в музее была создана экспозиция «Материальная и духовная культура белоруса-сакуна начала ХХ века», которая возобновила быт самобытной общины этой этнической группы.

— Экспозицию мы сделали опираясь на научную работу ученого-этнографа Исаака Сербова, который некоторое время жил в нашем районе, а именно в деревне Левки. Здесь Сербов снимал домик у местечковцев. И именно он назвал их сакуны из-за манеры произношения: «наеласа», «напиласа» и «павалиласа», — рассказала научный сотрудник, экскурсовод Екатерина Сидарок. — Еще женщины выделялись среди других белорусок своей одеждой: носили традиционный головной убор, который называется повойник. Он представляет собой полотенце, длина которого доходила до трех метров. Каждая девушка ткала его себе в приданое. И когда выходила замуж, на голову ей вязали такое полотенце. Он представлял собой как бы корону, а один конец, падавший вниз, символизировал собой косу. Подворье белоруса-сакуна также отличался от двора обычного белоруса. Дворовую застройку открывал дом, за ним узким коридором шли хозяйственные постройки: сени, сарай, хлев. Дом был большой, крепкий, с гонтовой крышей и тремя маленькими окнами: два выходили во двор, одно на улицу. Это свидетельствовало о том, что сакуны очень верили в суеверия и считали: через четвертое окно, которое должно располагаться перед спальным местом, недоброжелатели могут забрать у них жизненные силы и энергию.

Так выглядел дом сакуна.

Кроме того, дом Сакуна не имел фундамента, стоял на земле или на небольших камнях. А вот печь устанавливалась на деревянный фундамент. Зимой там держали поросят, телят.

Такие дома до нашего времени сохранились в деревнях Залужье, Дражна, Левки, Щитковичи. Здесь можно создать музей под открытым небом. Такие замыслы в районе есть.

Самогон как частичка фольклора

— Сакуны гнали самогон? — поинтересовалась у экскурсовода.

— В каждом селе, в каждой семье были свои рецепты приготовления алкогольных напитков. Но они держались в строгом секрете, — подчеркнула моя собеседница, — передавались из поколения в поколение по мужской линии — от отца к сыну.

В музее создан дегустационный зал, где экспонируются аналоги аппаратов для изготовления алкогольного напитка, емкости, куда его разливали.

Сотрудникам музея удалось записать только один рецепт приготовления самогона, который датируется началом XX века, а именно 1908 годом. «Нам его передал мужчина, можно сказать, не очень охотно. Его прабабушка записывала рецепты в толстенную книгу, которую прятала подальше от чужих глаз. Вообще, все способы приготовления напитков были по-своему хороши, — говорит Екатерина Сидарок.

Даже за границей стародорожский самогон пользуется спросом: качественный, чистый, как слеза. Это, можно сказать, уже бренд района. Но, как утверждают специалисты, создать некий мощный проект, как в Дудудках, в замыслах пока нет. Цель экспозиции — показать, чем пользовались жители Стародорожья, какие настойки, наливки делали. Во время Великой Отечественной войны, например, в партизанских отрядах не было медицинского спирта. Для обработки ран во время операций в полевых условиях пользовались жидкостями, которые содержали алкоголь. «Эту частицу нашего прошлого мы должны сохранить для потомков. Сегодня мы рассматриваем ее как маленькое направление народного фольклора», — констатирует экскурсовод.

Татьяна Лозовская

lazovskaya@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Почему в старости портится характер, появляются бессонница и тревожность

Почему в старости портится характер, появляются бессонница и тревожность

О проблемах старения и том, как заметить и, возможно, предотвратить различные психологические заболевания у пожилых, мы поговорили с врачом-психотерапевтом Городского клинического психиатрического диспансера Мариной Счастленок.

Общество

Конфуций «прописался» в Минске. Беседуем с директором Республиканского института китаеведения имени Конфуция БГУ, бывшим послом Беларуси в Китае Анатолием Тозиком

Конфуций «прописался» в Минске. Беседуем с директором Республиканского института китаеведения имени Конфуция БГУ, бывшим послом Беларуси в Китае Анатолием Тозиком

20 января Беларусь и Китай отмечают 29-ю годовщину установления дипломатических отношений между нашими странами.

Общество

Экономим на косметике. Как минимизировать затраты на красоту и молодость

Экономим на косметике. Как минимизировать затраты на красоту и молодость

Како Шанель утверждала, что чем хуже дела у женщины, тем лучше она должна выглядеть.