Об этом с «СЕ» своими взглядами поделился Петр Никитенко, академик НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор, эксперт Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по инновационному развитию.
— Петр Георгиевич, в последнее время немало критических стрел летит в адрес Евразийского экономического союза и его правительства — Евразийской экономической комиссии...
— Создание равных условий для всех субъектов хозяйствования на рынке Евразийского экономического союза сегодня, пожалуй, главная проблема в его поступательном развитии. Вспомним тяжелые изнурительные переговоры с российской стороной по газу, нефти... Это не совсем нормально, когда вопрос о поставках углеводородов регулярно выносится на уровень высшего руководства Беларуси и России. Таким образом, переговорный процесс политизируется. Складывается впечатление, что ЕАЭС в значительной пока степени более политический союз, чем экономический.
А добавьте сюда непобедимую и всюду проникающую бюрократию, которая может извратить, успешно заволокитить любой вопрос. Зачем тогда Евразийская экономическая комиссия, какая польза от нее по большому счету?
— Откуда такой бюрократизм? Вроде бы ЕЭК — это абсолютно новая структура, в которой работают представители всех стран-участниц. Причем весьма опытные управленцы.
— Дело в том, что бюрократизация — это закономерное явление управления. Это не какой-то придуманный кем-то специально процесс. Бюрократия всегда и везде не упускала своего интереса. И создание комиссий — это порой один из способов ухода от профессионального решения своих должностных функций, злободневных проблем. В крупных международных организациях, таких, например, как Евросоюз, бюрократы чувствуют себя весьма комфортно: высокие зарплаты, приличные пенсии, размытая ответственность за принятые решения, в том числе и неудачные. Нечто похожее наблюдается и в ЕЭК.
Возникает вопрос: зачем нам создавать синекуры для бывших высокопоставленных чиновников? Ее, Евразийскую экономическую комиссию, надо основательно встряхнуть, направить деятельность руководящего персонала на решение возникающих проблем, новых задач в строгом соответствии с назначением ЕАЭС.
Самая главная причина неэффективной работы ЕАЭС — это правовая система. Она часто отстает от политики, экономики и вызовов закона времени, заложенных в документах по созданию союза. Практически не решает эти же задачи Суд Евразийского экономического союза. Уже набили оскомину новости об удивительно планомерных и целенаправленных санкциях Россельхознадзора против предприятий из Беларуси, занимающихся переработкой мяса и выпуском молочной продукции. Белорусские производители и российские потребители несут существенные издержки. Вывод: значит, это кому-то выгодно. В результате как белорусским, так и российским предприятиям наносится серьезный имиджевый и экономический ущерб.
— Можно ли кардинально изменить ситуацию в ЕАЭС и как это сделать?
— Уже очевидно, что функционирование Евразийского экономического союза в том виде, в котором он существует, является определенным тормозом в его развитии. Надо изменить роль государства в интеграционных процессах. Оно должно больше сосредоточиться на аналитике, прогнозировании вероятных экономических проблемных ситуаций, создании условий для беспрепятственного передвижения людей, товаров и услуг, организации совместных предприятий, ради чего, собственно говоря, и создавался ЕАЭС и его структуры. Поэтому двусторонние межстрановые отношения должны быть приоритетными, сохраняться в союзе и вестись по нормам Всемирной торговой организации и ООН. Нам надо все шире работать по планетарным законам и правилам.
— Однако все чаще мы наблюдаем элементарный протекционизм. Как ему противостоять?
— Протекционизм — это система скрытых интересов бюрократии. Часто под видом защиты отечественных производителей и национальных интересов закрываются границы и нарушаются правила свободной конкуренции, что представляет собой, в конце концов, теневую сферу экономики, приводит к логистическим издержкам и росту цен товаров, работ, услуг, снижению их конкурентоспособности. Ибо защищенные таким образом предприятия перестают активно работать над улучшением качественных характеристик выпускаемой продукции. В результате объективно падает ее конкурентоспособность на внутренних, а потом и на внешних рынках. Идет рост затоваривания складов предприятий. Мы это уже проходили в условиях закрытой экономики Советского Союза. Нормальная рыночная конкуренция может происходить только в равных условиях хозяйствования. О чем, кстати, неоднократно и справедливо говорит наш Президент. В самом деле, почему мы должны иметь разные цены на энергоносители в Союзном государстве? Более того, я считаю, что вначале в Союзном государстве должны быть единая система зарплаты, единая налоговая система, единая система ценообразования, потом уже и в рамках ЕАЭС.
— В чем природа экономических разногласий между странами ЕАЭС?
— Эти споры, взаимные и не всегда обоснованные претензии друг к другу являются проявлением интересов конкретных людей, облеченных властными полномочиями. Все схемы взаимных поставок, правила, положения, уставы создаются конкретными людьми. Я, например, в свое время поработал и в партийном, и в государственном аппарате на различных должностях. И не раз наблюдал, как принятие того или иного решения отражало интересы определенной части чиновничества и связанных с ними производственных, хозяйственных структур. Развивались воровство, лоббизм, приписки, обман и другие формы паразитизма. Этого, к сожалению, не удалось избежать в ЕАЭС.
— И все же как союзникам укрепить свой союз, от чего следует отказаться, а что взять на вооружение?
— На мой взгляд, стоит обратиться к опыту косыгинской реформы (1965 года), к сожалению, незаконченной, сознательно проваленной ближайшей командой управленцев брежневского периода, за которой стояли международный капитал и так называемая «наука хрематистика».
— Что это такое?
— Хрематистика (с др.-греч. — обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. Этой «науке» посвящен «Капитал» Маркса.
А в косыгинской реформе содержалось много интересного для сегодняшнего развития экономики ЕАЭС. Мы же все, я имею в виду бывшие республики СССР, вышли из советской шинели государственного докапитализма и капитализма со всеми достоинствами и недостатками.
Поэтому творчески вернуться к опыту косыгинской реформы, на мой взгляд, — наиболее эффективный путь развития ЕАЭС. Главный ее принцип есть учет и контроль всего национального богатства каждого суверенного государства. Все граждане республик должны иметь в своей собственности доли стоимости национального богатства, включая природные, трудовые, финансовые, интеллектуальные ресурсы... Каждый человек от рождения до ухода в мир иной имеет право иметь в своей собственности стоимость доли рукотворного и природного богатства. Иметь национальный фонд экономической защиты не менее 1% от ВВП.
Единая налоговая система должна быть также единой для граждан ЕАЭС. Налоги должны платить все одинаково, не более 1/3 дохода (вновь созданной стоимости) от 16-летнего трудоспособного возраста, независимо от места и сферы трудовой занятости. В ЕАЭС, по примеру СССР, таможенные границы и преграды, системы тарифного и нетарифного регулирования, имеют право на упразднение. Эти транзакционные издержки в сфере обращения товаров, работ и услуг должны быть сведены к минимуму. А они сейчас составляют до 70% их цены. Денежно-кредитная система не должна строиться на долговом ссудном проценте, превышающем 0—1%.
Решение данных вопросов явится началом формирования новой, разумной и духовно-нравственной парадигмы социально-экономического устойчивого и инновационного развития ЕАЭС. Главными принципами для ЕАЭС должны стать следующие: жить своим разумом, с опорой на собственные силы и без долгов перед настоящими и будущими поколениями своих граждан суверенных стран.
Леонид Лохманенко
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.