Вы здесь

Современные разработки помогают следить за радиационной обстановкой


Совсем скоро наша страна отметит очередную, 31-ю годовщину со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Что за это время произошло с загрязненными землями, и каких изменений в сознании белорусов требует настоящее, рассказала первый заместитель начальника Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Мария Герменчук.


Опасное "наследство"

Анализ многолетней деятельности системы контроля и мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды сегодня позволяет говорить, что постепенно угроза опасности уменьшается. Идет радиоактивный распад цезия-137 и стронция-90, специалисты постоянно контролируют дозы облучения населения на радиационно загрязненных территориях, на должном уровне поддерживаются меры радиационной защиты в сельском, лесном хозяйстве.

Если в 1986 году площадь радиоактивного загрязнения составила 23% от всей территории страны, то, по расчетам специалистов, к 2046 году загрязненными останутся не более 10%. Исключением является территория Полесского государственного радиационно-экологического заповедника. Именно здесь постепенно возрастает количество такого опасного продукта распада плутония-241, как америций-241, и в 2058 году его активность достигнет максимума. При этом загрязнение америцием не вызывает угрозы для основной массы населения — по данным мониторинга, серьезный вред потенциально он может нанести только на территории заповедника, которая закрыта для посещения. Люди там постоянно не проживают, на этой земле ведутся только научные и сопроводительные работы.

Вместе с тем мировая практика показывает, что мы уже вышли из ситуации, которую Международная комиссия по радиационной защите характеризует как "ситуация аварийного облучения". Сегодня мы живем в "ситуации существующего облучения", и нам придется сосуществовать с радиоактивным загрязнением годы и десятилетия.

Этот переход требует пересмотра нормативно-законодательной базы, отхода от понятия "зона загрязнения", введения новой классификации этих территорий и, что важно, изменений в психологии людей. Нам нужно отойти от синдрома чернобыльской жертвы и осознать, что эти территории — просто зоны с особым статусом, где можно жить и работать. Конечно, с обязательным соблюдением мер радиационной безопасности в сельском и лесном хозяйстве, оздоровлением детей, высококачественным медицинским обслуживанием населения.

Следить за мирным атомом

Горький опыт, который мы получили "благодаря" Чернобыльской катастрофе, требует эффективной работы системы контроля и мониторинга радиационной обстановки в зоне потенциально опасных ядерных объектов, которым является и будущая Белорусский АЭС. На работу специалистов Гидромета в этом направлении указывают многие зарубежные эксперты. Многие из них придирчиво, иногда даже предвзято относятся к тому, как в зоне БелАЭС проводится радиационно-экологический мониторинг.

Автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), которая сегодня действует в стране, создана на основе белорусских разработок, которые соответствуют европейскому уровню. В режиме реального времени вся информация с автоматических пунктов измерений поступает в Минск, обрабатывается и анализируется. Сбор данных еще до ввода в эксплуатацию атомной станции позволит создать основу, "нулевую точку", чтобы потом заметить даже самые незначительные возможные воздействия на окружающую среду.

Система также способна обнаруживать момент возникновения аварийной ситуации — если вдруг в воздухе появятся свежие продукты деления, прежде всего, радиоактивные изотопы йода. Во время Чернобыльской катастрофы именно их воздействие на щитовидную железу детей и подростков стала самой большой проблемой в медицинском плане. На автоматических пунктах измерения установлено оборудование производства белорусского научно-производственного унитарного предприятия "Атомтех", позволяющее в реальном времени определять наличие в атмосферном воздухе свежих продуктов деления.

Новые угрозы

Если Белорусская АЭС только строится, то в странах-соседях многие атомные станции уже имеют длительный стаж работы. И через некоторое время, когда выработают свой ресурс, они будут выводиться из эксплуатации. Этот период деятельности АЭС специалисты называют одним из самых опасных для населения и окружающей среды.

Наибольший риск, по классификации МАГАТЭ, существует во время разгрузки активной зоны реактора и перевозки облученного топлива: системы работают не в обычном режиме, может произойти ДТП или иной чрезвычайный случай. Кроме того, в этот период становится более уязвимой физическая охрана объекта, что дает возможности для деятельности радиологических террористов. Сегодня вопросы, к сожалению, реальной угрозы радиологического терроризма обсуждаются на высоких уровнях во многих странах мира.

Когда шла речь о военных действия на территории Украины, белорусская гидрометеорологическая служба внимательно наблюдала за ситуацией на Запорожской АЭС — при возникновении радиационной угрозы воздушные массы могли донести в Беларусь возможное загрязнение. Сейчас эта опасность снизилась, тем не менее мы продолжаем наблюдать за ситуацией, чтобы при необходимости быстро отреагировать на угрозу.

Авария на АЭС Фукусима-1 (Япония, 2011 год) и пожар на АЭС Фламанвиль (Франция, 2017 год) показали, что белорусские системы мониторинга отлично реагируют на радиоактивное загрязнение окружающей среды, которое может произойти далеко от нашей страны. И даже если в последнем случае выбросов радиоактивности не было, вместе с коллегами из России белорусские специалисты сразу составили карты прогнозных траекторий переноса потенциального загрязнения и оценили степень возможной опасности для наших стран.

Подготовила Вероника Колосова

С 2015 года Беларусь является добровольным участником европейской системы обмена радиологическими данными национальных сетей мониторинга EURDEP, с которой сотрудничают более 30 стран Европы.

За десятилетия работы по проблемам чернобыльского загрязнения в стране сложилась научная школа белорусского радиоэкологии. Вместе с европейскими коллегами наши специалисты подготовили Атлас радиоактивного загрязнения Европы цезием-137, создали Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси. Среди них — белорусские специалисты Ольга Жукова, Мария Подгайская, Геннадий Антипов, Ольга Луговская, Иосиф Бавдевич, Мария Герменчук и многие другие. Как один из руководителей гидрометеорологической службы Беларуси, я выражаю искреннюю благодарность за выполненную ими работу, за самоотверженность, высочайший профессионализм и верность своему делу, своей стране.

Фота БЕЛТА

Название в газете: Постепенно опасность уменьшается

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.