Вы здесь

В Вороновским районе пустует половина хуторов


Власти Вороновского района считают, что нужна областная программа с участием мелиораторов.


Ветхих домов, которые стоят в запустении, с каждым годом становится больше, констатирует председатель Вороновского районного Совета депутатов Виктор Роик. Проблема их износа хоть и решается, но очень медленно. С одной стороны, возникают трудности с поиском хозяев и судебными процедурами, с другой — сам процесс износа не дешевый.

— Мы проводим работу согласно рекомендациям областного Совета депутатов, есть пошаговый план, как вести юридические процедуры, — объясняет Виктор Роик. — Мы на месте разработали свой алгоритм действий, так как у нас специфический район — очень много хуторов, еще недавно было более тысячи.

Сейчас эта цифра немного уменьшилась, и сегодня их 850! Примерно половина стоят пустыми. Их нужно сносить.

— Раньше люди охотно брали землю, строились там. Вели хозяйство. Сейчас время изменилось, хутора заросли травой, многие потомки уехали, даже в права наследства не вступили, так как не видят перспективы в этом, — говорит председатель райсовета.

И задается вопросом: как таких хозяев заставить порядок навести? Тем не менее, для сноса надо получить согласие владельцев жилья. А многие из них живут в соседней Литве. Уехали, когда еще границ не было, и теперь отыскать их там непросто. Но и те развалюхи, которые перешли по решению суда в собственность сельских советов, не так легко разобрать, а тем более — продать. Поэтому в районе поощряют местные СПК, которым переходит земля под севооборот. Они и берут на себя расходы по сносу старых хуторов. В результате и порядок вокруг, и земля дает отдачу.

— Мы себе даже задачу поставили — 3-5 пустых домов ежегодно будет разбираться. А это до 70 соток земли, а то и гектар — выгодно, поэтому руководители хозяйств идут на это, — уточняет Виктор Роик.

Кроме хуторов, надо сносить ветхие дома в деревнях. Там оставшихся развалюх больше половины. А в одиннадцати населенных пунктах и ​​вообще никто не живет. К разбору таких домов и пристроек привлекают местных жителей. Теперь на очереди деревня Мнихи (в Жирмунский сельсовете), где проживает один человек.

— Объемы с каждым годом растут, поэтому это дело надо вести организованно, — считает Виктор Роик. — Обязательно задействовать коммунальщиков, которые на месте переработают заросли возле домов в щепу. Подсчитали, что затраты окупятся — и на топливо, и на налоги.

По мнению председателя райсовета, следует разработать программу по сносу таких домов. Ударной силой могут стать мелиораторы. Они будут выкорчевывать пни и сносить дома, полностью культивировать участок для колхозных посевов. Что-то вроде программы мелиорации, которой была охвачена вся страна несколько десятилетий назад. Теперь то направление утих, но появилось не менее ответственная задача — избавиться от тысяч ветхих домов. С участием мелиораторов за 3-5 лет можно значительно продвинуться в деле сноса старых зданий и привести в порядок территорию. Собеседник привел пример Зельвенского района, где предприятиями мелиоративных систем снесено 43 дома в деревне. Но пока каждый райсовет эту работу ведет по-своему. Кто-то на руководителя СПК нажимает, кто-то на сельсовет. А в это время количество домов-призраков только увеличивается.

Правда, некоторые все же получают вторую жизнь. Так, один из хуторов выкупили местные предприниматели, обустроили домик охотника с отдыхом, развивают туризм. На других новые владельцы открывают агроусадьбы. Это также перспективное направление, рассуждает председатель Вороновского райсовета, ведь на территории района 28 водоемов, красивые места. Пустующие дома в таких деревнях горожане начали выкупать под дачи. Спросом пользуются дома на границе с Лидском районом.

Есть примеры, когда дети через некоторое время заселяются в дома родителей. Так случилось с семьей из Литвы, которая вернулась на родину. Они сразу занялись хозяйством, завели корову, затем еще несколько. Молоко сдают в колхоз и имеют хорошую прибыль ...


В тему

Игорь Жук, председатель Гродненского областного Совета депутатов:

— В области создается рабочая группа для решения проблемы незаселенных домов, которых у нас 47 тысяч, или 27% от общего количества. Основная проблема — в потомках, многие из которых живут за границей, а на износ постройки нужен их разрешение. По шести тысячам домов нет никаких уведомлений от владельцев — здесь будет вестись работа по сносу, так как часто пустующие дома становятся пристанищем бомжей, базой для контрабанды, создают пожароопасные ситуации. Чтобы ускорить износ таких объектов, ведется работа по совершенствованию указа №100.

На предприятии «Гродномелиоводхоз» сообщили, что при наличии документов они выполняют работы по сносу старых домов. Если такой заказ поступает, специалисты выезжают на место, после чего составляют смету. Правда, объемы пока невелики. В этом году таких заказов от сельских Советов пока не было, хотя мощности для работы есть — филиалы предприятия созданы почти в каждом районе области. Они готовы подключиться к системной работе по сносу ветхих домов, было бы только предложение.

Маргарита Ушкевич

margo@zviazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.