Вы здесь

Как Ассоль Сливец стала тренером для особенных детей


Ассоль Сливец - призер чемпионата мира по фристайлу, спортсменка, за плечами которой четыре Олимпиады. На них она становилась то 4-й, то 5-й, и каждый раз до пьедестала не хватало какой-то мелочи. После Олимпийских игр - 2014 в Сочи Ассоль решила завершить спортивную карьеру, а через год уже стала тренером, да не простым, а для детей с ограниченными физическими возможностями.


«Упасть с горы в 20 и 30 лет - это большая разница»

- Честно говоря, вообще не вспоминаю свою карьеру. А что ее вспоминать? - начинает наш разговор Ассоль. - Бывает, конечно, прыжки снятся, но я абсолютно не жалею, что решила «завязать» с большим спортом, считаю, что важно вовремя сказать стоп. Фристайл - это кураж, ты можешь сделать крутой скачок в 18, 20 лет, на опыте можешь блестяще выполнить его в 30, но дальше это уже обязаловка, ты не можешь ходить в зал, как на работу. Если нет драйва, то не будет и результата. Да и упасть с горы в 20 и 30 лет - это большая разница.

Сегодня от Ассоль чувствуется невероятный покой и уверенность, поэтому и о своих потерянных олимпийских шансах она рассуждает философски.

- То тут, то там постоянно чего-то не хватало. Так сложилось, что жалеть... Вернуть ничего уже нельзя, да и жизнь на этом не заканчивается. Это та ступень, которая дает возможность двигаться дальше. Теперь понимаю, что медаль не является гарантией успеха в дальнейшей жизни, он дает какой-то шанс, трамплин, но воспользоваться им могут не все.

Несмотря на то, что выступать Ассоль закончила три года назад, спортсменка говорит, что и сегодня следит за любимым видом спорта, которому отдала не один десяток лет, но связывать свою жизнь с ним дальше пока не собирается.

- Не могу посвятить себя тренерской деятельности или судейству, потому что у меня есть дети, которым тоже нужно мое время, а фристайл отбирает все, пока я на это не готова.

«Переживаю, когда вижу, что не могу помочь»

После завершения карьеры Ассоль родила третьего сына, а через год приступила к новой работе. В интернете она увидела объявление о поиске тренера, который готов работать с детьми с инвалидностью, и решила откликнуться.

- Всем детям хочется прыгать на батуте, кувыркаться, но есть такие, у которых это не получается, я помогаю. Проект MоvеTеаm, которым я занимаюсь, работает с детишками, имеющими диагноз ДЦП и аутизм. Это не реабилитация, а адаптированная физкультура, которая помогает им не только развиваться физически, но и умственно, так как у человека все взаимосвязано. Чтобы двигать рукой, например, необходимо получить импульс от мозга. Поэтому часто бывает, что ребенок делает кувырок, а потом начинает писать или читать, у него появляются успехи в работе с логопедом и дефектологом. Кроме того, мои ученики получают новые навыки для жизни.

Такую практику белорусы «подсмотрели» у итальянцев, там даже тяжело больных детей катают на горных лыжах, после чего их развитие и выздоровление начинает прогрессировать. Например, девочка, которая только минимально двигалась, через год уже самостоятельно смогла ползти.

- Да, это не маленький срок, но поверьте, для нее самой, для родителей это невероятный прогресс. В Беларуси погода позволяет кататься на лыжах максимум три месяца, поэтому мы начали расширять этот опыт: заниматься в зале, бассейне, учиться кататься на роликах. Здесь у детей тренируются баланс, координация, они учатся делать прыжки. Ведь таких детей никто не учит ходить боком, скрестным шагом, прыгать вперед. Со своими диагнозами им не позволяют даже входит в общую группу физкультуры в саду. Они всегда ограничены, поэтому очень боятся пробовать новое, а тем более падать.

Несмотря на то, что сама Ассоль никогда не сталкивалась с проблемой детской инвалидности, эта работа дается ей легко, она признается, что через некоторое время уже совсем не замечает, что дети, с которыми занимается, имеют какие-то физические болезни.

- Переживаю, когда вижу, что не могу помочь. После одного-двух занятий обычно не делаю выводов, потому что сначала дети очень скованы, они привыкли, что их постоянно оценивают. У меня была девочка, которая отлично притворялась трупом, чтобы ее не просили пытаться делать упражнения. А теперь она с радостью бежит на тренировку. Как ни странно, самое сложное - это родители. Дети все быстро схватывают, с ними легко найти общий язык, а вот если вмешиваются родители, пытаются давить на ребенка, чтобы он делал больше, или, наоборот, чересчур жалеть его, то возникают проблемы.

Хотя я пытаюсь понять и их, это большая работа и смелость: отдать своего больного ребенка тренеру, чтобы тот спустил его с горы, - на это готов не каждый. Но самое главное, что мы все вместе получаем результат, вот это и привлекает меня в работе больше всего. Ты видишь плоды своего труда не через 10 лет, а просто на глазах.

«К сожалению, здесь не место для чуда»

В мечтах Ассоль поднять на ноги совсем тяжело больных детей.

- Да, там очень много ответственности, для этого нужно масса знаний, но я хотела бы попробовать. Пока у нас нет финансовой и технической возможности, нет таких склонов, нет специальных приспособлений, но мы в процессе покупки всего этого, потому что знаем, что это реально.

Сегодня проектом занимаются всего три тренера, они работают с 35 детьми в возрасте от 3 до 12 лет.

- На эту работу не подойдет волонтер, который по доброте душевной хочет помочь, нужны квалифицированные специалисты, чтобы помочь ребенку, а не навредить. У меня у самой было много тренеров, у фристайлистов всегда особое внимание уделялось координационной подготовке, потому что непонятно, что там спортсмен в воздухе на такой высоте может сделать. Поэтому нас максимально «прокачивают», чтобы в экстремальный момент человек среагировал как надо. Исходя из этих и других знаний, я и занимаюсь с детьми.

К сожалению, здесь не места для чуда, мы можем заниматься только с таким количеством детей, потому что не хватает тренеров, мы не можем арендовать больше залов, конечно, все это не бесплатно. Но перспективы развития есть, занимаемся поисками спонсоров, пытаемся получить гранды.

Многие дети у нас не из Минска. Зимой, например, на ночном поезде из Бреста приезжала девочка, чтобы кататься на лыжах. Есть дети из Жодино, Солигорска, Борисова.

Проекту MоvеTеаm уже практически три года, Ассоль с гордостью отмечает, что за это время некоторые дети с диагнозами уже вошли в общую группу по гимнастике, акробатике и другим видам спорта. Да, скорее всего, они никогда не станут олимпийскими чемпионами, но эти дети уже добились огромных побед, преодолев себя.

- Очень важно, что они могут чувствовать себя полноценными людьми в обществе. Просто пребывание в спортивном зале уже дает им многое, так как они участвуют в нашей жизни, тренируются рядом с обычными детьми, а не сидят в четырех стенах. Как все, эти детки гордо приезжают кататься на своих лыжах, выбирают в магазине себе шлем, комбинезон, то есть они чувствуют, что такие же, как и мы.

Ассоль с радостью отмечает, что сегодня и наше общество начинает понемногу меняться, появляется все больше инклюзивных детских садов, школ, что позволяет детям с особенностями чувствовать себя свободно.

- Иногда мы просто не знаем, как подойти к ребенку в инвалидной коляске на улице, не знаем, что ему сказать, и поэтому отворачиваемся.

«Вот нет у нас хороших тренеров, а ты возьми и стань им»

Кроме работы с особенными детьми, у Ассоль есть группа маленьких сноубордистов, с которыми бывшая фристайлистка работает тоже с большим удовольствием.

- За некоторое время стирается грань правильного восприятия ребенка. Работая только с особенными детьми, ты не видишь реальных возможностей этого маленького человека. Слишком много позволяешь им и не дотягиваешь до максимума. А когда я работаю одновременно еще и со спортсменами, то могу сравнивать и постоянно держать эту грань.

Кроме учеников, с которыми она проводит так много времени, у Ассоль есть и свои дети - трое сыновей, которые тоже не остаются без внимания.

- Старший катается на коньках, у него очень хорошие задатки, средний пошел заниматься флейтой, пока очень нравится. Конечно, все на «ты» с лыжами и сноубордом. Они у меня привыкли работать. Младший еще совсем маленький - ему два годика. Сейчас еще трудно сказать, будет ли кто-то из них профессиональным спортсменом, но, если вдруг захотят, мешать не буду.

Ну а мечтает Ассоль, как и полагается целенаправленным, о большом и грандиозном.

- Хочу создать собственный центр, где удалось бы совместить тренировки спортсменов и детей с ограниченными возможностями. Где получили бы возможность работать умные талантливые тренеры. Сегодня у нас есть проблемы с детским спортом, и это серьезно, ведь если нет базовой подготовки, старшим тренерам не на что ставить технику, некого готовить к серьезным соревнованиям.

Конечно, такая задумка воплощается не за год и не за два, но это вполне реально. Ведь если ничего не делать в своей стране, то ничего и не будет. Ходить и говорить, как все плохо, - это вообще просто, а взять и сделать хоть какой-то маленький шаг... Вот нет у нас практически хороших тренеров, а ты возьми и стань им.

Дарья Лобажевич

lobazhevich@zviazda.by

Фото Надежды Бужан. 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.