Вы здесь

«Новый шелковый путь» должен усилить экономику


Как регионов Китая, так и тех стран, через которые он пройдет.

Кроме того, этот транспортный коридор по задумке выстроит самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр нашего материка. Это не просто возрождение Великого Шелкового пути, а преобразование торгово-экономической модели Евразии.


Сейчас рассматривают несколько маршрутов, которые свяжут Китай и Европу как морским, так и сухопутным путем.

Практическая интеграция

Предполагаемый маршрут высокоскоростной железнодорожной линии пройдет через города Урумчи и Инин в Китае, Алматы в Казахстане, Бишкек в Кыргызстане, Ташкент и Самарканд в Узбекистане, Ашхабад в Туркменистане. После этого он станет частью железнодорожной сети Западной Азии в городе Тегеран, столице Ирана, далее проляжет через армянские города Мегри, Вайоц, Дзор, Ерасх и присоединится к железной дороге Армения—Грузия. Оттуда, через Черное море, «Шелковый путь» выйдет в Европу.

Сейчас можно выделить две причины возрождения этого маршрута. Первая — сокращение сроков доставки грузов. Сегодня средний срок доставки контейнерных грузов из Китая в Европу морским транспортом составляет 45—60 суток. В рамках пилотных проектов, проводимых с участием «Российских железных дорог», три года назад срок перевозки по суше уже был сокращен до 13 дней. В случае успешной реализации проекта грузы из Китая в Европу будут доставляться за 10 дней.

Вторая причина — это возможность расширить китайский внутренний рынок строительства дорог. «Новый шелковый путь», который китайцы называют «Шелковый путь XXІ века», имеет, кроме сухопутного, и морской маршрут. Он берет начало в Фучжоу (провинция Фуцзянь), идет через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань. Затем морская часть направляется к Малаккскому проливу (Малайзия — Индонезия), через Индийский океан пересекает Африканский рог (Кения) и направляется в Красное и Средиземное моря.

Три коридора

Планируется, что и морской, и все сухопутные коридоры будут иметь конечную точку в Венеции. В основе реализации наземной части «Нового шелкового пути» лежит строительство трех железнодорожных коридоров: северного, центрального и южного. Они впоследствии станут основой для развития других видов транспорта, в том числе автомобильного. Маршрут северного железнодорожного коридора проходит из Западного Китая в Европу через Казахстан и Россию к Балтийскому морю. От него пройдет ветка через Беларусь и Польшу в Германию и Голландию. Южная ветвь проходит по маршруту из Китая в Индию, Бангладеш и Мьянму, а также из КНР в Пакистан.

Центральный коридор является самым сложным с точки зрения политической обстановки и отсутствия действующей инфраструктуры. Он соединяет порты Центрального Китая (Шанхай, Ляньюньган) со странами Центральной Азии — Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном, — а после через Армению и Грузию выходит к портам Европы.

Почему через Армению? Иран обосновывал свой выбор транзитной страны для транспортировки своих грузов на Запад тем, что Армения не имеет с Исламской Республикой каких-либо политических противоречий в отличие от Азербайджана и Турции.

Территория Турции непредсказуема для Ирана по причине обострения курдского вопроса и из-за начавшегося в 2012 году и продолжающегося по сей день турецко-сирийского конфликта. Клубок азербайджано-иранских проблем запутан, трудно представить его разрешение. Следовательно, Армения остается одним из наиболее безопасных и эффективных путей.

Дополнительные проекты

У России и Китая уже есть ряд масштабных проектов в транспортной сфере, которые могут быть интегрированы в «Шелковый путь». Во-первых, страны строят новую автодорогу из Европы через Россию в Азию, которую Президент России Владимир Путин назвал «трансъевроазиатской магистралью». Государства также участвуют в создании нового сухопутного зернового коридора, который будет способствовать расширению экспорта сибирского зерна в Китай и другие страны региона.

Во-вторых, будущая высокоскоростная магистраль Москва—Казань уже заявлена как часть планируемого «Шелкового пути». Этот участок первоначально планировался как часть высокоскоростной магистрали «Москва—Пекин». Китай намерен предоставить 400 млрд российских рублей на этот проект в кредит на 20 лет и более 100 млрд российских рублей — в качестве взноса в уставный капитал специальной проектной компании.

Россия заинтересована в сопряжении экономического пояса «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза и в перспективе в построении общего экономического пространства. Иран, с его развитой инфраструктурой, является важным сухопутным и морским перекрестком, а железная дорога Армения—Иран — важный коридор, соединяющий Север с Югом и Восток с Западом. Вот почему Армения рассматривается Китаем как страна, способная играть ключевую роль в проекте «Новый шелковый путь», и вот почему Китай инвестирует в строительство этой железной дороги. Иран тоже заинтересован в проекте и согласился инвестировать $6 млрд
до 2022 года.

Лидия ГИВАРГИЗОВА, эксперт Центра евразийских исследований

г. Ереван

Выбор редакции

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.